Элла Германовна Иванова
Развитие творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном мире буйного развития техники и ИКТ самой жизненной и важной ролью общества является роль воспитания здорового, многогранно развитого, целеустремленного, успешного и нравственного человека, но при всем этом, человека, который способен творить, мечтать, видеть прекрасное и приумножать его.
Период дошкольного возраста это – самый уникальный период в жизни человека, когда формируются основные навыки и умения, среди которых основное место отводится фантазии, воображению, интересу к новому и не познанному. Именно дошкольное детство — период усиленного развития, изменения и обучения, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир, не зря говорят, что маленькие дети впитывают все, как губка и от нас – взрослых зависит то, что сможет впитать, перенять, развить и приумножить маленький человечек. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят значимые изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие). Быстро развиваются личностные качества и если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Применение творчества и творческого подхода занимает особенное место. Именно поэтому формирование таких способностей у ребенка является важным моментом, как для родителей, педагогов, так и для самого ребенка.
Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативность, не стандартное мышление.
В нашем детском саду педагоги-воспитатели уделяют большое внимание развитию творческих талантов и способностей у детей разного возраста. Во всех муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения, развитие способностей выделено в отдельные тематические занятия.
Например:
1. Дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с проблемными ситуациями, где нужно совершать какой-либо выбор, включив воображение.
2. Педагоги используют разного рода технологии для развития мышления.
3. Организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребенка.
4. Выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы и т. д.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способность к творчеству, но и формируем основы личности ребенка.
Главными направлениями нашей работы с детьми для развития самостоятельной творческой деятельности является:
• Умение педагогов вызвать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
• побуждать изображать доступными средствами выразительности то, что для них интересно;
• помогать детям осваивать цветовую палитру; учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков;
• сохранять непосредственность и живость детского восприятия, помогать в создании выразительных образов;
• деликатно и тактично способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения;
• постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к детям, к детским изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий;
• способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (детям, родителям, сотрудникам детского сада, повышая тем самым самооценку ребенка и его заинтересованность в дальнейшем творчестве.
Развивая у детей творческие способности через изобразительную деятельность, главное самим верить, что художественное творчество не знает границ ни в материале, ни в технике рисования. Чтобы передать эту веру детям, мы в детском саду рисуем не только традиционными средствами изобразительной деятельности, но и нетрадиционными. Все педагоги стараются подобрать не стандартные игровые ситуации, и настолько же не стандартные материалы и способы изображения, ведь если взрослый не сможет «зажечь» интерес в детской душе, то творческий процесс может, и не состоятся.
Многие ребята дошкольного возраста находят свой талант в изобразительном искусстве. Дети любят рисовать!
Помимо рисования карандашами, фломастерами, акварелью, наши педагоги занимаются рисованием с помощью других техники. Которые кстати, могут заинтересовать дошколят гораздо больше, чем привычные способы. Они используют широко известные нетрадиционные техники рисования для дошкольников :
• «Пальчиковая».
• «Рисование ладошкой».
• «Воск + акварель».
• «Кляксография».
• «Монотипия»
• «Кляксография с трубочкой».
• «Рисунок по мокрому».
• «Набрызг»
• «Оттиск»
Техники несложные и интересные, подходят как детям младшего дошкольного возраста, так и более страшим детям. Главное не ограничивать их свободу в творчестве. Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. А педагогам и родителям важно понимать, что для развития творческого потенциала дошкольника ему нужно давать в полной мере проявлять инициативу, поощрять его выдумки, самостоятельность, стремление к фантазии. Наша задача – научить ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка, а значит, мы готовим пока маленького человечка к большому жизненному пути, к новым открытиям, к новым увлечениям. И как знать, может спустя какое-то время наши дошколята смогут сделать современный мир более ярким, радужным и добрым.