Елена Сустайкина
Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Внедрение инновационных технологий для обеспечения качества организации образовательного процесса»
Добрый день уважаемые коллеги!
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Темочки:
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников;
развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
повышение интеллектуального уровня детей;
развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести :
здоровьесберегающие;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
технологии «лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности.
К ИКТ в ДОУ относятся:
компьютеры;
интерактивные доски;
магнитофоны;
телевизоры;
фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале занятия, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
выбор направления инновационной работы;
разработку концепции и программы инновационной деятельности;
создание условий для реализации инновационного проекта;
подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
Структура инновационного процесса :
1. Анализ и сбор информации.
2. Выбор и реализация новшеств.
3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Технология игрового обучения
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.
Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности:
двигательные;
интеллектуальные;
психологические и т. д.
По характеру педагогического процесса :
обучающие;
тренировочные;
контролирующие;
познавательные;
воспитательные;
развивающие;
диагностические.
По характеру игровой методики:
игры с правилами;
игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию:
музыкальные;
математические;
социализирующие;
логические и т. д.
По игровому оборудованию:
настольные;
компьютерные;
театрализованные;
сюжетно-ролевые;
режиссёрские и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.
Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:
1 контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
2 выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, закаливания;
3 введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
4 проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
5 проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.