МААМ-картинки

Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет

Татьяна Демидова
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций: восприятия разной модальности (зрительной, акустической, пространственной, внимания, памяти, мышления, речи; сенсо – моторных и оптико – пространственных, сукцессивных функций. В процессе письма принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Таким образом письмо – сложный системный произвольный психический процесс, включающий в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности.

Публикация «Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет» размещена в разделах

Задачи совершенствования у детей внимания, памяти, мышления, двигательных процессов (кинетических, кинестетических, зрительно – пространственных функций нужно решать, начиная с дошкольного возраста, так как высшие психические функции лежат в основе формирования письменной речи.

Таким образом, развитию неречевых психических функций в системе коррекционно-развивающей работы должно быть отведено значительное место. Предлагаю некоторые игры и упражнения, направленные на развитие неречевых психических функций у детей 6-7 лет. Данные упражнения являются тестовыми (используются для диагностики уровня развития неречевого обеспечения процесса письма : внимания, памяти (зрительной, рече-слуховой, сукцессивных функций, динамического праксиса, мелкой моторики, но их вполне можно использовать в качестве развивающих упражнений.

Развитие сукцессивных функций

Задание 1. «Повторение цифровых рядов в прямой последовательности.

Цель. Развитие сукцессивных функций. Развитие объёма рече – слуховой памяти.

Процедура проведения задания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в том же порядке.

Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне в той же последовательности, в которой я их назвала».

Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).

Материал. 2, 7; 4, 7;

9, 6, 1; 3, 0, 6;

4, 7, 2, 5; 1, 4, 9, 6;

Задание 2. «Повторение цифровых рядов в обратной последовательности».

Цель: Развитие сукцессивных функций. Развитие оперативной памяти.

Процедура проведения зядания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в обратном порядке.

Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне их в обратной последовательности».

Материал. 7, 4; 4, 1;

9, 3, 1; 3, 6, 2 ;

4, 7, 5, 9 ; 1, 4, 9, 6;

Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).

Задание 3. «Воспроизведение звуковых ритмов».

Процедура проведения упражнения: Ребёнку предлагается вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами.

Инструкция. «Сейчас я отстучу ритм, ты послушай внимательно и повтори за мной».

Предлагаемые ритмы.

№ 1! ,! !

№2! ,! !

№3! !, ! !

№4! ,! ! !

В качестве зрительно опоры (на первых этапах обучения, можно использовать палочки, геометрические фигуры, камешки и др.

Развитие сенсомоторных функций

Задание 1.

Цель: Развитие произвольной моторики руки.

Процедура проведения задания : Логопед чётко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой – левой – левой - обеими ладонями – левой – правой - правой и т. п.). Задача ребё нка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним.

Помимо этого логопед предлагает ребёнку выполнить несложную последовательность движений ( например: сжать ладонь в кулак - разогнуть указательный палец - согнуть его – разогнуть мизинец).

Инструкция. «Посмотри, как я делаю, и делай так же» или «Повторяй движения моих рук».

Задание 2.

Цель: развитие динамического праксиса.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трёх движений (кулак – ребро – ладонь).

Инструкция. «Посмотри, как делаю я, и делай так же».

Вначале ребёнок воспроизвести только одну серию из 3х движений, затем уже из двух и, конечным положитльным результатом станет воспроизведение 3х серий движений.

Задание 3. «Срисовывание фигур»

Цель: развитие графомоторных навыков.

Процедура проведения упражнения. Перед ребёнком кладётся лист, с нарисованными на нём пятью фигурами. Ребёнку предлагается их скопировать.

Инструкция. «Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся нарисовать такие же у себя на листе».

В качестве материала для срисовывания могут быть любые другие фигуры: сердечко, овал (расположенный горизонтально или вертикально, облачко, цветочек, солнышко с лучиками и др.).

Развитие оптико – пространственных функций

Задание 1. Пробы Хэда.

Цель: развитие пространственной организации движений ребёнка.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается показать правые и левые части тела сначала у себя, затем у напротив сидящего человека.

Инструкция. «Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой коснись левого (правого) уха, правой рукой – левого (правого глаза, левой рукой коснись левого (правого) глаза. Покажи, где у меня правая рука; где у меня левое ухо…»

Данное упражнение хорошо выполнять с массажными мячиками. Так, можно попросить ребёнка, взять мячик в правую руку и погладить мячиком левое плечико, взять мячик в левую ручку и погладить мячиком правую ножку и т. д.).

Задание 2. «Разрезные картинки»

Цель: развитие зрительно- пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается составить картинки, разрезанные на 6, 7, 8 частей.

Инструкция. «Составь из кусочков картинку».

Материал. Набор предметных картинок, разрезанных на 6, 7, 8 частей : мяч, ножницы, чашка, чайник, подушечка с иголками.

Развитие внимания

Задание 1. «Найди и вычеркни»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается таблица из 140 клеточек, в которых изображены фигурки: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звёздочка, полукруг, квадрат.

Инструкция. «Видишь, здесь нарисованы треугольник, круг, полукруг, звёздочка и другие фигурки. Сейчас ты будешь ставить фломастером в треугольниках минус, а в кружочках плюс, в флажках точку, а в остальных фигурках ничего ставить не надо.

Вначале, можно ограничится расстановкой определённых знаков в лдной фигуре, затем в двух фигурах (например, в треугольниках ставить минус, в остальных фигурах ничего ставить не нужно, затем увеличивать количество фигур.

Задание 2. Тест корректурная проба.

Цель: развитие объёма и концентрации внимания.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается лист с напечатанными на нём буквами (это может быть5-6 строчек или более - до 20 строчек). Каждая строчка начинается с определённой буквы. Ребёнку нужно зачеркнуть все такие буквы в этой строчке.

Инструкция. «Посмотри внимательно на лист, который лежит перед тобой. Тебе нужно будет зачеркнуть в каждой строчке все буквы, с которой начинается эта строчка. Например, первая строчка начинается с буквы «в», значит нужно вычеркнуть все буквы «в» в этой строчке. На это задание у тебя есть 3 минуты. Начинай выполнять»

Развитие памяти

Задание 1. «Запоминание слов».

Цель: развитие слуховой памяти (определение продуктивности запоминания).

Процедура проведения исследования. Ребёнку предлагается список из 4-10 слов. После прочтения ребёнку списка слов, ему предлагается воспроизвести их в любом порядке.

Инструкция. «Я прочту тебе слова, ты постараешься их запомнить, только очень хорошо и повторить. В конце нашей с тобой встречи ты должен будешь снова вспомнить эти слов. Понял задание? Слушай внимательно».

Речевой материал. Слова: огонь, мёд, игла, хлеб, стул, лес, арбуз, вода, конь, гриб.

В процессе припоинания ребёнком слов, можно использовать картинки. Вспомнил слово – открыл картинку.

Задание 2. «Запоминание картинок».

Цель: Развитие зрительной памяти.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предъявляется ряд из 4-7 картинок. Затем показываются 5-10 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция. «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Материал. Предметные картинки.

Развитие мышления

Задание 1. «Пятый лишний».

Цель: развитие у ребёнка уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагаются 5 картинок, одна из которых не может быть объединена с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишняя».

Инструкция. «Смотри внимательно. Я буду показывать тебе по 5 картинок, из которых 4 объединены общим родовым понятием, а одна к такому понятию не относится или относится в меньшей мерею. Покажи мне эту картинку».

Материал. Картинки с изображением.

1. Стол, стул, кровать, диван, кресло.

2. Волк, лиса, медведь, лось, лошадь.

3. Молоко, хлеб, мороженое, бублик, тарелка.

4. Берёза, сосна, куст, дуб, ель.

5. Самолёт, коляска, автомобиль, вертолёт, поезд.

6. Кастрюля, чашка, тарелка, чайник, стол.

7. Яблоко, апельсин, лимон, груша, черника.

8. Ручка, карандаш, линейка, ножницы, плоскогубцы.

Список использованной литературы

1. Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб. : Образование,1997.

2. Корнев А. Н Нарушение чтения и письма у детей. - СПБ., 2003, 330 с.

3. Семаго Н Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - Спб. : Речь, 2006

Публикации по теме:

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста Профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Слайд 2. Землю населяет множество живых существ. Из них только человек.

Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса Развитие воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном.

Презентация «Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с ТНР» Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с ТНР. Оптическая дисграфия и оптическая дислексия – это нарушения.

Дидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детейДидактический материал «Матрешки» как уникальное средство обеспечения занимательности детей Возраст: старшая и подготовительная группа - 5-7 лет Дидактический материал "Матрешки" - это уникальное средство обеспечения занимательности.

Праздник «Осенние письма» для детей старшей группы Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Осенние письма» Цель: закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях.

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Письма Осени» «Письма Осени» Сценарий осеннего праздника для детей средней группы (Под праздничную музыку дети заходят в зал) Ведущая: Осень по дорожке.

Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста Развитие процесса восприятия является важнейшим фактором формирования личности ребенка, находящегося в раннем школьном возрасте. Школьник,.

Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Развитие доброжелательных отношений между детьми является актуальным.

Уголок уединения для обеспечения детям психологического комфортаУголок уединения для обеспечения детям психологического комфорта целью обеспечения детям психологического комфорта я в группе ДОУ создала специальный уголок уединения. Центр уединения предназначен для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 16:05
+120Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД