Татьяна Демидова
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций: восприятия разной модальности (зрительной, акустической, пространственной, внимания, памяти, мышления, речи; сенсо – моторных и оптико – пространственных, сукцессивных функций. В процессе письма принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Таким образом письмо – сложный системный произвольный психический процесс, включающий в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности.
Публикация «Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Задачи совершенствования у детей внимания, памяти, мышления, двигательных процессов (кинетических, кинестетических, зрительно – пространственных функций нужно решать, начиная с дошкольного возраста, так как высшие психические функции лежат в основе формирования письменной речи.
Таким образом, развитию неречевых психических функций в системе коррекционно-развивающей работы должно быть отведено значительное место. Предлагаю некоторые игры и упражнения, направленные на развитие неречевых психических функций у детей 6-7 лет. Данные упражнения являются тестовыми (используются для диагностики уровня развития неречевого обеспечения процесса письма : внимания, памяти (зрительной, рече-слуховой, сукцессивных функций, динамического праксиса, мелкой моторики, но их вполне можно использовать в качестве развивающих упражнений.
Развитие сукцессивных функций
Задание 1. «Повторение цифровых рядов в прямой последовательности.
Цель. Развитие сукцессивных функций. Развитие объёма рече – слуховой памяти.
Процедура проведения задания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в том же порядке.
Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне в той же последовательности, в которой я их назвала».
Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).
Материал. 2, 7; 4, 7;
9, 6, 1; 3, 0, 6;
4, 7, 2, 5; 1, 4, 9, 6;
Задание 2. «Повторение цифровых рядов в обратной последовательности».
Цель: Развитие сукцессивных функций. Развитие оперативной памяти.
Процедура проведения зядания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в обратном порядке.
Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне их в обратной последовательности».
Материал. 7, 4; 4, 1;
9, 3, 1; 3, 6, 2 ;
4, 7, 5, 9 ; 1, 4, 9, 6;
Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).
Задание 3. «Воспроизведение звуковых ритмов».
Процедура проведения упражнения: Ребёнку предлагается вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами.
Инструкция. «Сейчас я отстучу ритм, ты послушай внимательно и повтори за мной».
Предлагаемые ритмы.
№ 1! ,! !
№2! ,! !
№3! !, ! !
№4! ,! ! !
В качестве зрительно опоры (на первых этапах обучения, можно использовать палочки, геометрические фигуры, камешки и др.
Развитие сенсомоторных функций
Задание 1.
Цель: Развитие произвольной моторики руки.
Процедура проведения задания : Логопед чётко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой – левой – левой - обеими ладонями – левой – правой - правой и т. п.). Задача ребё нка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним.
Помимо этого логопед предлагает ребёнку выполнить несложную последовательность движений ( например: сжать ладонь в кулак - разогнуть указательный палец - согнуть его – разогнуть мизинец).
Инструкция. «Посмотри, как я делаю, и делай так же» или «Повторяй движения моих рук».
Задание 2.
Цель: развитие динамического праксиса.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трёх движений (кулак – ребро – ладонь).
Инструкция. «Посмотри, как делаю я, и делай так же».
Вначале ребёнок воспроизвести только одну серию из 3х движений, затем уже из двух и, конечным положитльным результатом станет воспроизведение 3х серий движений.
Задание 3. «Срисовывание фигур»
Цель: развитие графомоторных навыков.
Процедура проведения упражнения. Перед ребёнком кладётся лист, с нарисованными на нём пятью фигурами. Ребёнку предлагается их скопировать.
Инструкция. «Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся нарисовать такие же у себя на листе».
В качестве материала для срисовывания могут быть любые другие фигуры: сердечко, овал (расположенный горизонтально или вертикально, облачко, цветочек, солнышко с лучиками и др.).
Развитие оптико – пространственных функций
Задание 1. Пробы Хэда.
Цель: развитие пространственной организации движений ребёнка.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается показать правые и левые части тела сначала у себя, затем у напротив сидящего человека.
Инструкция. «Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой коснись левого (правого) уха, правой рукой – левого (правого глаза, левой рукой коснись левого (правого) глаза. Покажи, где у меня правая рука; где у меня левое ухо…»
Данное упражнение хорошо выполнять с массажными мячиками. Так, можно попросить ребёнка, взять мячик в правую руку и погладить мячиком левое плечико, взять мячик в левую ручку и погладить мячиком правую ножку и т. д.).
Задание 2. «Разрезные картинки»
Цель: развитие зрительно- пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается составить картинки, разрезанные на 6, 7, 8 частей.
Инструкция. «Составь из кусочков картинку».
Материал. Набор предметных картинок, разрезанных на 6, 7, 8 частей : мяч, ножницы, чашка, чайник, подушечка с иголками.
Развитие внимания
Задание 1. «Найди и вычеркни»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается таблица из 140 клеточек, в которых изображены фигурки: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звёздочка, полукруг, квадрат.
Инструкция. «Видишь, здесь нарисованы треугольник, круг, полукруг, звёздочка и другие фигурки. Сейчас ты будешь ставить фломастером в треугольниках минус, а в кружочках плюс, в флажках точку, а в остальных фигурках ничего ставить не надо.
Вначале, можно ограничится расстановкой определённых знаков в лдной фигуре, затем в двух фигурах (например, в треугольниках ставить минус, в остальных фигурах ничего ставить не нужно, затем увеличивать количество фигур.
Задание 2. Тест корректурная проба.
Цель: развитие объёма и концентрации внимания.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается лист с напечатанными на нём буквами (это может быть5-6 строчек или более - до 20 строчек). Каждая строчка начинается с определённой буквы. Ребёнку нужно зачеркнуть все такие буквы в этой строчке.
Инструкция. «Посмотри внимательно на лист, который лежит перед тобой. Тебе нужно будет зачеркнуть в каждой строчке все буквы, с которой начинается эта строчка. Например, первая строчка начинается с буквы «в», значит нужно вычеркнуть все буквы «в» в этой строчке. На это задание у тебя есть 3 минуты. Начинай выполнять»
Развитие памяти
Задание 1. «Запоминание слов».
Цель: развитие слуховой памяти (определение продуктивности запоминания).
Процедура проведения исследования. Ребёнку предлагается список из 4-10 слов. После прочтения ребёнку списка слов, ему предлагается воспроизвести их в любом порядке.
Инструкция. «Я прочту тебе слова, ты постараешься их запомнить, только очень хорошо и повторить. В конце нашей с тобой встречи ты должен будешь снова вспомнить эти слов. Понял задание? Слушай внимательно».
Речевой материал. Слова: огонь, мёд, игла, хлеб, стул, лес, арбуз, вода, конь, гриб.
В процессе припоинания ребёнком слов, можно использовать картинки. Вспомнил слово – открыл картинку.
Задание 2. «Запоминание картинок».
Цель: Развитие зрительной памяти.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предъявляется ряд из 4-7 картинок. Затем показываются 5-10 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.
Инструкция. «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».
Материал. Предметные картинки.
Развитие мышления
Задание 1. «Пятый лишний».
Цель: развитие у ребёнка уровня развития операции классификации на невербальном уровне.
Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагаются 5 картинок, одна из которых не может быть объединена с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишняя».
Инструкция. «Смотри внимательно. Я буду показывать тебе по 5 картинок, из которых 4 объединены общим родовым понятием, а одна к такому понятию не относится или относится в меньшей мерею. Покажи мне эту картинку».
Материал. Картинки с изображением.
1. Стол, стул, кровать, диван, кресло.
2. Волк, лиса, медведь, лось, лошадь.
3. Молоко, хлеб, мороженое, бублик, тарелка.
4. Берёза, сосна, куст, дуб, ель.
5. Самолёт, коляска, автомобиль, вертолёт, поезд.
6. Кастрюля, чашка, тарелка, чайник, стол.
7. Яблоко, апельсин, лимон, груша, черника.
8. Ручка, карандаш, линейка, ножницы, плоскогубцы.
Список использованной литературы
1. Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб. : Образование,1997.
2. Корнев А. Н Нарушение чтения и письма у детей. - СПБ., 2003, 330 с.
3. Семаго Н Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - Спб. : Речь, 2006