МААМ-картинки

Влияние музыки на развитие связной речи дошкольников

Диана Журавлёва
Влияние музыки на развитие связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние музыки на развитие

связной речи дошкольников»

Журавлева Д. О.

музыкальный руководитель

Выступление на педагогическом совете

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Публикация «Влияние музыки на развитие связной речи дошкольников» размещена в разделах

В исследованиях выдающихся ученых Е. З. Яхниной, В. П. Петрушина, Б. В. Асафьева и др. подчеркивается особое влияние музыкального искусства на речь детей. Этому способствуют основные виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Известно, что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Своеобразие мышления ребенка отражается на особенностях его речи. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи отсутствуют, наблюдается скудность речи.

В этой связи мною в процессе занятий по музыке используются следующие методы и приемы:

Наглядно-слуховой метод. Он предполагает исполнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудиозаписи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д. («Болезнь куклы» и «Новая кукла» муз. П. И. Чайковского, «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. А. Гречанинова, «Пляска птиц» муз. Н. А. Римского-Корсакова и «Песнь жаворонка» муз. П. И. Чайковского, «Осень» муз. А. Вивальди и «Осенняя песнь» муз. П. И. Чайковского и пр.). В процессе таких заданий дети начинают употреблять в своей речи прилагательные, глаголы, стараются развернуто выстроить свои высказывания.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображение музыкальных инструментов и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная наглядность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно. Детям предлагается задание- прослушать музыкальное произведение и выбрать одну из двух-трех иллюстраций или сенсорных карточек, которая бы соответствовала изобразительному или эмоционально-образному содержанию музыки («Октябрь» муз. П. И. Чайковского, «Зима» муз. Крутицкого, «Марш деревянных солдатиков» и «Сладкая греза» муз. П. И. Чайковского, «Дед Мороз» муз. Р. Шумана и др.). В процессе таких заданий дети не только выбирают соответствующую картинку, но и стараются обосновать свой выбор, высказываясь о характере музыки, настроении, средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами. В процессе вопросов «Почему ты выбрал именно эту иллюстрацию, в речи детей я слышу ответ «потому что…». Так ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Наводящими вопросами я добиваюсь, чтобы высказывания детей были связными, развернутыми, а ответ более полным и интересным. Также после прослушивая отдельных музыкальных произведений можно предложить детям нарисовать их. Такие задания способствуют не только развитию воображения, мышления, но совершенствованию внутренней речи. В процессе рисования какого-либо произведения, у ребенка происходит внутренний монолог с самим собой. Он пытается вспомнить, как звучала музыка, мысленно рассказать себе о ней и переложить свой рассказ на лист бумаги. На последующих занятиях дети рассматривают свои рисунки, высказываются о них, подбирая подходящие слова, пытаются строить сложные предложения, тем самым развивая диалогическую связную речь.

Словесные методы: беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ. А также словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней. Определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.

Чтобы активизировать внимание детей при восприятии музыки, я использую следующий прием: После прослушивания музыкального произведения я предлагаю детям поиграть в игру «Волшебный сундучок»», в которую необходимо сложить все определения, подходящие к данной музыке, а ненужные оставить за ее пределами. Затем я называю определения, сознательно делая ошибки в них, чем самым даю детям возможность опровергнуть мои высказывания. Я утверждаю, что эта музыка сердитая. Если дети согласны с моим высказыванием, то они «ловят» слово в «сундучок» и закрывают ее, повторяя правильное определение. Если дети не согласны со мной, заметили ошибку в высказывании, то они «отправляют» высказывание обратно в мою сторону (это слово «сундучок» не принимает, качают головой. Неправильное высказывание дети не повторяют.

Развитие связной образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки. А можно использовать проблемную ситуацию. В процессе таких заданий дети, рассуждая, могут поспорить друг с другом, отстаивая свою точку зрения и пытаясь переубедить собеседника. Таким образом, диалогическая речь развивается, расширяется словарь детей, совершенствуются коммуникативные умения.

Известно, что музыкальные произведения побуждают ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству. Ярким тому примером может быть слушание произведения «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова. После прослушивания музыки, дети с удовольствием сочиняют и рассказывают свои истории про шмеля: «Шмель большой, красивый. Он весь полосатый, как зебра. Только полосочки у него желтые и коричневые. Музыка рассказала, как он быстро летит, куда-то наверное торопится… он собирает себе в дорогу цветочный нектар… и т. д.»

Использование практического метода в развитии речи детей на музыкальных занятиях включает в себя разнообразные движения. После прослушивания музыкальных произведений важно не только поговорить с детьми о них, но и предложить детям подвигаться под ту или иную музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Так, например, прослушав музыкальное произведение «Танец осенних листочков» А. Филиппенко, дети не только рассказывают о характере музыки, но и о том, что изображает музыка, какие композитор использовал средства музыкальной выразительности для передачи данного образа. Затем дети выполняют несложную танцевальную импровизацию. В процессе такого восприятия происходит обогащение и активизация словаря детей, углубление понимания смысла слов, развивается связная речь.

Движения под музыку также помогают детям правильно назвать его жанровую основу (песня, танец, марш, определить разновидность танца (вальс, полька, кадриль и т. д.). Музыка подсказывает детям как нужно двигаться- плавно, быстро, игриво, подпрыгивая, и помогает ответить на вопросы взрослого, выстроить с ним диалог.

Еще один из видов музыкальной деятельности-пение также способствует развитию связной образной речи детей. Во-первых, этому содействует сам поэтический текст песни, во-вторых, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания, разъяснение значения всех непонятных слов, использование при этом сравнений, эпитетов, слов- синонимов; знакомство, запоминание и употребление в речи таких слов, как вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет, солист, хор, дирижер, артист, и т. д. -все это расширяет словарь музыкальных терминов, обогащая речь детей, делая ее более интеллектуальной и выразительной.

Немаловажное значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народной педагогике. Народно-музыкально-поэтическое творчество – частушки, хороводы, прибаутки, заклички, – это родные корни, основа, необходимая для развития речи ребенка. Это то, что связывает его с Родиной. Язык своего народа ребенок должен знать с детства. Дети с большим удовольствием инсценируют народные песни, дают словесные характеристики персонажам, выбирают костюмы и атрибуты, обосновывая свой выбор.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания, в частности и в развитии речи, прослеживается в применении музыкально-дидактических игр и пособий. Они способствуют развитию музыкальных способностей детей, углубляют представления о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры и пособия применяются для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Игры (настольные, подвижные) и пособия, развивающие ладовое чувство, способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки жанровой основы произведения, смены настроений в отдельных частях, оценке правильности звучания мелодии. Дети не просто, показывают соответствующую карточку, или закрывают фишкой соответствующую клетку на карточке, они, по просьбе педагога, высказывают свое мнение, аргументируя выбор. Дети в игровой форме активно выражают свои впечатления от музыкального произведения.

Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая; быстрая или медленная; колыбельная это или плясовая. Связная речь младшего дошкольника носит ярко выраженный ситуативный характер, поскольку она не образует смыслового целого. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную ситуацию, к которой относится речь.

Младшего дошкольника объединяет с собеседником, прежде всего не общность мысли, а общность непосредственной наглядной ситуации, в пределах которой звуковая речь является лишь одной из форм общения.

В старшем возрасте все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявления самостоятельности и творчества. Приобретенный детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом служит базой для навыка давать не одиночные определения (как в младшем возрасте, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов; составлять рассказы о своих впечатлениях. Ребенок овладевает контекстной речью, т. е. таким типом связной речи, при котором смысл раскрывается из самого контекста, вне зависимости от непосредственно данной ситуации и непосредственного общения с собеседником.

Подведя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что одной из задач музыкального руководителя является не только совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в повседневной жизни, быту, играх.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на развитие связной речи дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2021 в 11:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыки на развитие связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Диана Журавлёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД