Светлана
Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование песочной терапии
в работе с детьми с ОВЗ»
Нефедова С. И
Воспитатель
г. Москва ГКУ ЦССВ «Маяк»
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» Ушинский КД.
Работая в ЦССВ, используя разнообразные методы и приемы, новые педагогические технологии я остановилась на пескотерапии не случайно. Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
Публикация «Опыт работы „Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.
Перед нами стоят вопросы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассматриваем это как предмет комплексного анализа. Мы стараемся использовать вариативность как ведущую тенденцию совершенствования системы помощи детям с ОВЗ и умственной отсталостью.
У наших детей более всего проявляется сенсорная, материнская и социальная депривация. Это отрицательно влияет на развитие детей, их коммуникативные навыки, а это является одной из основных составляющих эффективной социализации детей о ОВЗ и умственной отсталостью.
С целью успешной коррекции наших детей мы используем в своей работе наряду с традиционными методами и приемами новые педагогические технологии, в частности пескотерапию.
Песочная терапия это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый.
Обычная картина- ребенок увлеченно копается в песке. Естественную тягу детей к песку давно заметили психологи и решили использовать ее для развития малышей и помощи им в сложных житейских ситуациях.
Впервые принцип песочной терапии (sand-play) был предложен Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что песок символизирует жизнь, а отдельные песчинки — людей и других живых существ. Идея понравилась психологам и педагогам и стала разрабатываться дальше. В 30-е годы ХХ века игры с песком использовались для терапии маленьких пациентов Лондонского института детской психологии. Дети строили «волшебные страны», используя поднос с песком, маленькие игрушки, формочки и совочки, выкладывали на песке картины из шишек и орехов или инсценировали сказки, рисовали сухим песком на бумаге. Сейчас sand-play используется многими детскими психологами и как один из вариантов детской психотерапии, и как способ диагностики состояния малыша.
Песочная терапия - один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на решение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессия воспитанников.
Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмперическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арттерапевтического и игротерапевтического подходов.
В качестве основных материалов мы используем песок, воду и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагаем создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок умеющий говорить дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу. Педагог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу, фиксирует композицию на фото, подробно записывает рассказ ребенка. Это необходимо для дальнейшей работы.
Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию взрослого, работающего с ребенком. Композиция, построенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Игры с песком в моей практике помогают малышу:
- снять состояние тревожности (Хаос)
Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка, попавшего в ЦССВ. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния ребенка и освобождение от него.
Ребенок может что-то построить из песка, затем разрушить, а потом построить заново. Такие действия позволяют ребенку понять, что нет ничего такого, что было бы непоправимо сломано. На смену старому всегда приходит новое. Многократное повторение такой игры помогает ребенку без страха и тревоги смотреть в завтрашний день.
- «отыграть» проблемные ситуации (Борьба)
В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.
Наши дети не владеют речью, чтобы рассказать, что их беспокоит. И даже если мы взрослые знаем о проблемах малыша, у нас не всегда находятся слова для преодоления сложностей. И тут на помощь приходит песок! Наши дети опускают в песок руки, пересыпают его, разыгрывают со взрослыми различные сюжеты. Ребенок переносит на песочницу свой внутренний мир. Взволновать малыша может что угодно: смена группы, конфликты
с другими детьми. Предлагаем ребенку проиграть похожую ситуацию на песочном поле, но с вымышленным персонажем — маленьким мишкой, щенком или котенком и ребенок успокаивается, становится позитивным.
- измениться самому (Гармония)
Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие. Внутреннее «проживание» игры с песком позволяет ребенку достичь изменений и в себе самом. Часто дети, испытывающие трудности в общении с другими малышами, выстраивают высокие стены около песочных домиков. Мы предлагаем малышу сделать дверь в стене, чтобы к нему в гости смогли приходить друзья. Повторив такую игру несколько раз, мы замечаем, что ребенок станет более открытым и общительным.
Песочная терапия позволяет использовать современные образовательные технологии:
1. Технологию исследовательской деятельности.
2. Игровую технологию.
3. Здоровьесберегающую.
4. Личностно-ориентированную технологию
5. Технологию проблемного обучения
6. Технология развивающего обучения
Кроме этого пескотерапия позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка посредством:
- возвращения его в состояние играющего, свободно творящего ребенка;
- проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
-отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
- расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;
- изменения отношений к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
- укрепления или пробуждения доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.
Мы в своей работе используем следующие принципы игр с песком:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.
2 «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.
3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.
Мы начинаем работу с песком с простых упражнений:
1. Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.
2. Делаем те же движения ребрами ладоней и рассматриваем с ребенком разницу в оттисках, даем ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Стараемся не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения. Поощряем и хвалим детей.
3. Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
4. Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены
5. Раскрытую ладошку ребенка кладем на песок и малыш закрывает глаза. Затем насыпаем песок на пальчик, а ребенок должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
6. Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.
7. Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делаем это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Задаем ему наводящие вопросы. Какой песок? Влажный? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
8. Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
9. Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями. Для ливня можно использовать детское ведерко. Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.
10. Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.
Занимаясь с детьми пескотерапией, мы отметили заметную положительную динамику.
Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе будем использовать песочную терапию.
Литература :
1. «Чудеса на песке» Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб: Речь, 2007. – 224с. ;
2 .Реабилитация детей в домах ребёнка / под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335с;
3. Материал с сайта «shape-mama.ru»;
4. Материал с сайта «Воспитание и развитие ребенка»;
5. Материал курсов повышения квалификации Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция».