Елена Ивановна Гуцул
Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Публикация «Опыт работы „Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов
• заучивании наизусть
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.