Анна Староверова
Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Опыт работы, практика
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого, работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида, имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей:
-более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой;
-рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся;
- коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп.
К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни.
Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки, основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов, эмоциональных (эмоции и чувства, искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства, эстетических (красивое - некрасивое, развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства.
К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков.
К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания :
1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).
Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте, а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.
Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания.
Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства.
Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда, на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.
Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.
Главная задача в обучении и воспитании наших детей - помочь детям приспособиться к жизни, адаптироваться. Я считаю, что эстетическое воспитание - это актуальная и важная тема, так как говорил великий классик «Красота спасет мир».
Моя работа с детьми ОВЗ показывает, что рациональная организация внутри школьной работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Я считаю, что наиболее результативной работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности. Но работа по эстетическому воспитанию необходимо начинать с дошкольного возраста, переходя в младший школьный возраст, а затем и в среднее и старшее звено.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.
Во время занятий творческим трудом я воспитываю активное эмоционально-эстетическое отношение к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека; развиваются волевые качества, коммуникативные навыки и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Вся работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным стремлениям учащихся. При организации работы я соблюдаю следующие принципы:
- выдерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;
- осуществлять массовость, вовлекать в работу большинство учащихся;
- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;
- подчинять все виды работ общим учебно-воспитательным задачам.
В содержание такой работы я включаю изготовление поделок из бумаги, салфеток, цветного песка, различных природных материалов и др.
В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать положительный эмоциональный настрой для такой работы.
Во время работы должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.
Это работа приносит удовлетворение не только мне, но и моим воспитанникам. Мы находимся в постоянном поиске творческих идей.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:
- систематически развивать эстетическое восприятие,
- эстетические чувства и представления детей,
- художественно-творческие способности,
- формировать основы эстетического вкуса.
Для детей имеющих сложный дефект развития художественно-эстетическое воспитание осуществляется через расширение чувственного опыта :
1. сенсорное развитие;
2. использование сохранных анализаторов;
3. использование наглядности.
В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дети, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.
Сенсомоторное воспитание и развитие – основа эстетического воспитания.
С учетом своеобразия развития детей с сложным дефектом- эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.
2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.
3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.
4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.
5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.
6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.
8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.
Заключение
Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих коррекционную школу, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.
Одной из задач эстетического воспитания детей со сложным дефектом, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.
Примером для детей служат отношения взрослых и членов школьного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.
Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием школьников.
Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.
Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, ребенок учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.
Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.