Наталья Агеева
Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду».
Я работаю над темой : «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально – коммуникативное развитие).
Гендерный подход в образовании – это проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Публикация «Из опыта работы „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А девочки умели бы проявить себя, при этом не потерять свою женственность.
Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. В настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях без учета гендерных различий;
- необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Вот из-за такой актуальности я и взяла эту тему, чтобы эта проблема начала решаться уже с младшего дошкольного возраста. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3- 4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности : я – мальчик, я – девочка.
Наша задача в детском саду помочь детям разобраться как нужно вести себя тому или иному полу. В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
Я им рассказываю с какими игрушками играют девочки и с какими мальчики. Какие роли в играх лучше выбрать, чтобы соответствовало половой принадлежности. Под моим руководством девочки этого возраста осуществляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол. Мальчики на машинах подвозят продукты. Для девочек была приобретена кукла с одеждой для девочки, для мальчиков – мальчик (из картона с одёжкой). Также в группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т. п.).
Не менее важной задачей, которую я решаю при воспитании детей 3 - 4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Я постоянно говорю родителям о том, что в процессе общения, дети должны обращать внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по - разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин.
Девочкам читаю потешки, песенки: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «На улице три курицы». Сказки: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Коза-дереза», «Снегурочка и лиса», «Лиса-нянька». В. Берестов «Курица с цыплятами», П. Барто «Девочка чумазая», «Муха-цокотуха».
Мальчикам: «Два жадных медвежонка», «Бычок-чёрный бочок, белые копытца», «Храбрец-молодец» .
Проводила родительское собрание на тему: «Дочки и сыночки», «Два взгляда на воспитание ребёнка» - психологическая игра для родителей – мам и пап. Консультации: «Воспитываем мальчиков и девочек», «У вас растёт сын». Было предложено ряд рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей. Изучила и проанализировала книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», проводила беседы с детьми на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Мальчики состав-ляли рассказы о девочках, а девочки о мальчиках. Родителям были заполнены анкеты о проблемах полоролевого воспитания ребёнка в семье. Также с педагогами проводила консультации и семинары:
- «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).
- Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.
- Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.
- Фольклор с акцентом на гендер.
- Организация сюжетно-ролевых игр.
- Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».
В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения организовала выставку литературы и оформила стенд с материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.
В течение учебного года организовала образовательную деятельность с учётом гендерного воспитания :
1. Панно: ладошки девочек и мальчиков нашей группы.
2. Рассматриваем с девочками и мальчиками дары осени.
3. Девочки и мальчики рассматривают осеннюю одежду.
4. Мальчики и девочки знакомятся с последовательностью одевания и раздевания.
5. Девочки и мальчики знакомятся с семьёй зайчат и помогают маме-зайчихе готовиться к зиме.
6. Дети продолжают знакомиться с зайчатами, среди которых есть девочки и мальчики.
7. Девочки и мальчики наклеивают большие и маленькие листья.
8. Дорожка для зайчат-девочек и дорожка для зайчат-мальчиков. (Лепка)
9. Рисование карандашами «Трава для зайчат девочек и мальчиков»
10. Мальчики строят широкие и узкие дороги.
11. Среди снеговиков есть девочки и мальчики. (Аппликация)
12. Рассказывание сказки «Три медведя». (Кто из медведей мальчик,
девочка).
13. Рисование фломастерами: Смешарики, которые нравятся девочкам, Смешарики, которые нравятся мальчикам.
Организация всех видов детской деятельности с учетом гендерного аспекта, позволит закрепить у детей младшего дошкольного возраста гендерную идентичность, чтобы в дальнейшем они могли выполнять свои социальные роли в соответствии с гендерной принадлежностью.