Приложение МААМ

Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Наталья Агеева
Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду».

Я работаю над темой : «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально – коммуникативное развитие).

Гендерный подход в образовании – это проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Публикация «Из опыта работы „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А девочки умели бы проявить себя, при этом не потерять свою женственность.

Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. В настоящее время объективно существуют противоречия между:

- объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях без учета гендерных различий;

- необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Вот из-за такой актуальности я и взяла эту тему, чтобы эта проблема начала решаться уже с младшего дошкольного возраста. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3- 4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности : я – мальчик, я – девочка.

Наша задача в детском саду помочь детям разобраться как нужно вести себя тому или иному полу. В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.

Я им рассказываю с какими игрушками играют девочки и с какими мальчики. Какие роли в играх лучше выбрать, чтобы соответствовало половой принадлежности. Под моим руководством девочки этого возраста осуществляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол. Мальчики на машинах подвозят продукты. Для девочек была приобретена кукла с одеждой для девочки, для мальчиков – мальчик (из картона с одёжкой). Также в группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т. п.).

Не менее важной задачей, которую я решаю при воспитании детей 3 - 4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Я постоянно говорю родителям о том, что в процессе общения, дети должны обращать внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по - разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин.

Девочкам читаю потешки, песенки: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «На улице три курицы». Сказки: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Коза-дереза», «Снегурочка и лиса», «Лиса-нянька». В. Берестов «Курица с цыплятами», П. Барто «Девочка чумазая», «Муха-цокотуха».

Мальчикам: «Два жадных медвежонка», «Бычок-чёрный бочок, белые копытца», «Храбрец-молодец» .

Проводила родительское собрание на тему: «Дочки и сыночки», «Два взгляда на воспитание ребёнка» - психологическая игра для родителей – мам и пап. Консультации: «Воспитываем мальчиков и девочек», «У вас растёт сын». Было предложено ряд рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей. Изучила и проанализировала книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», проводила беседы с детьми на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Мальчики состав-ляли рассказы о девочках, а девочки о мальчиках. Родителям были заполнены анкеты о проблемах полоролевого воспитания ребёнка в семье. Также с педагогами проводила консультации и семинары:

- «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).

- Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.

- Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.

- Фольклор с акцентом на гендер.

- Организация сюжетно-ролевых игр.

- Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».

В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения организовала выставку литературы и оформила стенд с материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.

В течение учебного года организовала образовательную деятельность с учётом гендерного воспитания :

1. Панно: ладошки девочек и мальчиков нашей группы.

2. Рассматриваем с девочками и мальчиками дары осени.

3. Девочки и мальчики рассматривают осеннюю одежду.

4. Мальчики и девочки знакомятся с последовательностью одевания и раздевания.

5. Девочки и мальчики знакомятся с семьёй зайчат и помогают маме-зайчихе готовиться к зиме.

6. Дети продолжают знакомиться с зайчатами, среди которых есть девочки и мальчики.

7. Девочки и мальчики наклеивают большие и маленькие листья.

8. Дорожка для зайчат-девочек и дорожка для зайчат-мальчиков. (Лепка)

9. Рисование карандашами «Трава для зайчат девочек и мальчиков»

10. Мальчики строят широкие и узкие дороги.

11. Среди снеговиков есть девочки и мальчики. (Аппликация)

12. Рассказывание сказки «Три медведя». (Кто из медведей мальчик,

девочка).

13. Рисование фломастерами: Смешарики, которые нравятся девочкам, Смешарики, которые нравятся мальчикам.

Организация всех видов детской деятельности с учетом гендерного аспекта, позволит закрепить у детей младшего дошкольного возраста гендерную идентичность, чтобы в дальнейшем они могли выполнять свои социальные роли в соответствии с гендерной принадлежностью.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста "Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста" Содержание Введение…. 3 1. Теоретические.

Гендерное воспитание детей дошкольного возрастаГендерное воспитание детей дошкольного возраста ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные.

Из опыта работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Видео Сегодня мы представим наш опыт работы по речевому развитию детей старшего возраста. Уже несколько лет мы с детьми снимаем видео ролики,.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к книге. Из опыта работы Воспитание любви к книге у детей дошкольного возвраста. (статья из опыта работы). Поделилась опытом Логинова. А. А. Воспитатель логопед. гр.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». И. С. Соколов-Микитов Экологическое.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Подразделения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные.

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Сапронова Татьяна Анатольевна Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе,.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 16:09
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Агеева (УИ 212405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД