Наталия Карпунина
Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО»
Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает организацию круглогодичной формы работы с педагогами дошкольных организаций. Данная модель должна определять последовательность и содержание действий по введению нового стандарта дошкольного образования, а также их цели и ожидаемые результаты.
Публикация «Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель моделирования: приведение образовательной системы ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС.
Модель предусматривать поэтапную разработку и осуществление программы модернизации существующей образовательной системы либо планирование методического сопровождения педагогов по введению и реализации ФГОС дошкольного образования. Модель включает в себя следующие формы работы с педагогами по введению и реализации ФГОС :
Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы дошкольной организации введения ФГОС ДО.
Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе.
Реализация запланированных изменений в образовательной системе.
Для реализации модели методического сопровождения в ДОУ рекомендуется создать творческую группу и желательно организовать сетевое сообщество педагогов города, реализующих ФГОС дошкольного образования. Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, но с возможностью индивидуальной траектории – все это позволит создать благоприятную атмосферу, как для повышения профессиональной компетентности, так и для повышения эффективности педагогической деятельности по достижению образовательных результатов в условиях ФГОС дошкольного образования.
Особенностями работы методической службы по введению ФГОС дошкольного образования в дошкольной организации будут являться:
1. Работа с кадрами, предусматривающая проведение методических мероприятий, направленных на получение основных педагогических компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
а) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка;
б) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности;
4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
2. Разъяснение и оказание методической помощи по созданию образовательной среды, акценты которой делаются на социальную направленность. Важным фактором работы методической службы по созданию социокультурной среды будет являться оказание методической помощи на уровне представления конкретных разработок со стороны старших воспитателей и опытных педагогов.
3. Организация работы с педагогами в форме творческих либо проблемных групп, кафедр, лабораторий и др., деятельность которых будут четко регламентирована локальными актами, ведением специальной документации, направленной на методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования.
4. Важной составляющей из всех управленческих функций методической службы будет контрольно-аналитическая функция, которая должна стать отправной точкой к переходу на персональную методическую помощь. Таким образом, отслеживается качество коррекции педагогической деятельности (как при положительном результате, так и при не соответствии прогнозу) со стороны заместителей заведующего, руководителей творческих групп через различные формы и методы контроля, способствующие развитию рефлексивных способностей у педагогов.
5. Следует отметить, одной из особенностей методической работы будет являться подготовка воспитателей и оказанию им методической помощи по выполнению ФГОС по привлечению родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Деятельность методической службы в области сопровождения по введению ФГОС дошкольного образования – это не отдельно взятое звено, а общая система дошкольного образовательного учреждения.
Выстраивается модель методического сопровождения на основе системного подхода. В основу методического сопровождения ложится планирование, которое может быть планированием всей системы введения ФГОС, может быть как локальный документ в виде плана действий.
Учитывая разные подходы в процессе освоения нового, в данном случае – переход дошкольного образования на введение и реализацию ФГОС дошкольного образования, можно сделать выводы о том, что основополагающим документом для каждого педагогического коллектива будет являться план работы.
«Методическое сопровождение
профессионального развития педагогов детского сада
в свете требований ФГОС ДО»
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:
• для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
• для реализации целей образовательного процесса;
• для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
• социальному заказу государства к данному типу учреждения;
• социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
• включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Методической служба ДОУ серьезно работает над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций была выстроена система подготовки педагогов и на это направлена наша работа.
На наш взгляд, цель методической работы в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Рост педагогического мастерства воспитателя и специалистов ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:
• Чёткость в организации профессиональной деятельности.
• Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
• Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
• Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
• Информационная обеспеченность каждого направления работы.
• Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
• Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
• Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
• Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
4 слайд.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 года №1155 были утверждены, а с 1января 2014 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, представляющие собой совокупность требований к структуре и объему ООП дошкольного образования, к условиям ее реализации и результатам освоения ООП ДО.
Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение должно решить главную задачу – осуществить переход с ФГТ на ФГОС, выстроив образовательную деятельность в полном соответствии с ним.
Для эффективного внедрения ФГОС необходимо обеспечить готовность педагогического коллектива ДОУ, от которого зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей воспитанников.
Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации. Это обуславливает необходимость методического сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования.
5 слайд. Методическое сопровождение.
Что же такое методическое сопровождение?
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности : актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблем, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.
6 слайд. Цель методического сопровождения
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС –обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития. Выбирая оптимальные варианты методической работы и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и их самосовершенствования, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.
7 слайд. Формы работы
На переходном этапе внедрения ФГОС ДО мы используем такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, педсоветы, круглые столы, деловые игры, курсы повышения квалификации, открытые мероприятия, смотры-конкурсы, самообразование, диагностика
8 слайд. Прогнозируемые результаты
Прогнозируемые результаты:
• Координация действий всех участников воспитательно - образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО;
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников;
• Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО;
• Обогащение современными образовательными технологиями.
9-10 слайд. План работы творческой группы
Одним из важных направлений введения и реализации ФГОС ДО является организационно-управленческое обеспечение, которое предполагает создание творческой группы в ДОУ. Творческая группа выступает инициатором новых идей, нацеливает педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях.
11-15 слайд. План методического сопровождения введения ФГОС ДО (январь 2014 – август 2015)
С целью повышения профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО и обеспечения постоянного роста и компетентности коллектива творческой группой был разработан план методического сопровождения.
Стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого педагога, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития ДОУ. С января 2014 по август 2015 годы в детском саду прошли следующие мероприятия.
16 слайд. Самообразование педагогов
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного педагога, который поможет не "отстать от поезда современности"
17 слайд. Участие в конкурсах
Свое профессиональное мастерство педагоги ДОУ показывают, участвуя в конкурсах различных уровней.
18. слайд. Инновационная деятельность
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
19 слайд. Мониторинг
С целью исследования установления степени готовности педагогов к введению ФГОС ДО был проведен мониторинг.
В детском саду 15 педагогов, принимали участие 15человек, что составляет 100%.
Результаты мониторинга:
74% педагогов имеют оптимальный уровень педагогической компетентности
26% педагогов имеют критический уровень педагогической компетентности – это 4 педагога, которые в сентябре-октябре приступили к работе.
В детском саду в настоящее время продолжается работа по методическому сопровождению. Важным направлением в работе творческой группы является разработка ООП ДОУ.
Подводя итог вышесказанному хочется сказать, что у нас отмечаются следующие положительные тенденции в процессе профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС ДО»
• Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
• Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
• Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
• Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.