Лилия Федоровна Огородник
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Там, где раздаётся смех…
Там, где множество потех…
Там, где хором поют песни…
Там, где очень интересно…
Там, где множество ребят,
Называют. (ДЕТСКИЙ САД).
Там родителям уютно? (Да)
А всё ли детям там доступно? (Да)
А везде там безопасно? (Да)
Это точно не ужасно? (Да)
Там все предметы гармоничны? (Да)
А выглядит всё эстетично? (Да)
А соответствует ли ФГОСу? (Да)
И с последним я вопросом
Ответили на всё вы «Да».
Браво! Браво, господа!
О чём же встреча наша, а?
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
(Развивающая предметно-пространственная среда)
Вопрос создания в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день актуален, и находит свое особое место в развитии дошкольного образования.
Так что же такое развивающая предметно - пространственная среда?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в разделе «Требования к развивающей предметно - пространственной среде», говорится о том, что это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и тому подобным, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды. Далее я буду говорить кратко, часто используемой аббревиатурой, - РППС.
Особую роль РППС в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина и другие.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн, как внутренних помещений, так и прилегающей к зданию территории: оборудование, мебель, игрушки, пособия, - рассматриваются как необходимые её составляющие.
Как уже говорилось выше, ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования, которые включают принципы её построения в ДОУ.
Принцип первый – среда должна быть содержательно-насыщенной, Насыщенность среды предполагает : разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; среда должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы;
Второй принцип - полифункциональность материалов, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и мн. др.). А также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, предметов-заместителей);
Третий принцип - трансформируемость пространства, что обеспечивает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
Четвертый принцип – это вариативность среды, что предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, а также появление новых предметов;
Пятый принцип - доступность среды, что предполагает :
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования
И шестой принцип - безопасность среды, что включает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Опираясь на вышеуказанные принципы и на основании нормативных документов, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ, в том числе должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Важно отметить, что для организации и обеспечения РППС необходима методическая поддержка. Она заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов, соответствующих требованиям ФГОС ДО. А также использования их в образовательном процессе и с целью повышения квалификации.
Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности важно предусмотреть гибкое зонирование пространства, т. е. предусмотреть наличие различных секторов (уголков, зон, центров и т. п.). Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ. Помещение группы разделить на несколько зон, в каждом из которых должно содержаться достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Представлю вам примерный перечень зон для организации развивающей предметно-пространственной среды :
Для социально – коммуникативного направления:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
- центр ПДД;
-центр пожарной безопасности;
-центр трудовой деятельности.
Для познавательного направления:
- центр патриотического воспитания;
- центр математического развития;
- центр сенсорного развития;
- центр «Экспериментирования»;
- центр конструктивной деятельности;
Для речевого направления:
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй, книжка!».
Для художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Для физического направления:
- центр спорта «Будь здоров».
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от возрастных особенностей детей и конкретных целей и задач, обозначенных в образовательной программе ДОУ.
В частности, в нашем детском саду Образовательная программа разработана по примерной программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».
Работая по этой программе, создание РППС всеми участниками образовательного процесса имеет цель содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса. То есть, «крыловцы» на правильном пути.
Однако, Н. М. Крылова, в своей программе предусмотрела свои правила организации РППС, которые не противоречат ФГОС.
Правило первое: в «Доме радости» организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Здесь пространство группы не делится на «зоны». Отсутствие жесткого зонирования имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать ресурсы окружающей среды. В качестве системообразующих элементов выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение предметов позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.
Правило второе: в «Доме радости» организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной деятельности каждого ребенка. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», - такое первое требование к среде было сформулировано А. В. Запорожцем. В соответствии с положением Л. С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок, должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.
Правило третье: организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим. Т. е. пространство должно трансформироваться. Например, «крыловцы» спальную комнату стараются обустраивать так, чтобы большая её часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.
Правило четвертое: организация пространства должна создаваться при активном участии детей. Степень их участия в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.
Если смело и правильно осуществить «перезагрузку» в ДОУ, то тогда можно будет оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды, которое станет видно по ряду показателей, таких как:
– включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;
– низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»);
– низкая конфликтность между детьми;
– высокая продуктивность самостоятельной деятельности;
– и положительный эмоциональный настрой воспитанников.
А теперь о предполагаемых результатах. Благодаря созданной в детском саду развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований к ней ФГОС ДО, дети станут более социализированы, будут уметь общаться друг с другом, будут смело и свободно передвигаться в пространстве ДОУ, повысится познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать. Ведь главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.