Татьяна Батищева
Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в свете требований ФГОС до».
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензетивности и усвоении окружающей действительности ;в активности дошкольника- обследовательской, предметно- манипулятивной, познавательной.
Главная задача воспитателя – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Публикация «Концепция „Роль дидактических игр и дидактического материала в свете требований ФГОС ДО“,» размещена в разделах
Поэтому интерес к обучению нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью обучения в игре.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и приобретают новые.
Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов.
Дидактические игры способствуют развитию самосознания, самооценки, самоконтроля.
Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно, как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с взрослым, особая форма обучения.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач.
Таким образом, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее. Главной характеристикой дидактической игры является единство игровой и дидактической задач.
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит дидактическая игра помогает ему чему-то научиться в лёгкой и непринуждённой форме.
Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной деятельности. Именно через игру в дошкольном возрасте нужно вести обучение: играть с детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, обучать их в процессе игры. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их не умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению.
Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость; требует выражения, интуиции. Именно поэтому работу с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений я стараюсь проводить в занимательной форме, используя дидактическую игру, как основной метод развития сенсорики у детей.
Математика является наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста. Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям надо использовать разнообразные методы и приёмы обучения математики, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а так же одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к данному предмету является дидактическая игра.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы, организацию фронтальной и индивидуальной формы обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям : педагогическим, эстетическим, санитарно – гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется при организации непосредственной образовательной деятельности, при объяснении нового, его закреплении и проверки знаний дошкольников.
В основном используется наглядный дидактический материал двух видов : демонстрационный, для показа и раздаточный, индивидуальный для каждого ребёнка. Деление наглядного материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно, т. к. одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен, с красочными пособиями дошкольникам заниматься интереснее.
Необходимый для проведения непосредственной образовательной деятельности дидактический материал в нашем детском саду воспитатели изготавливают или приобретают сами, привлекая к этому родителей.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с ними трудно не согласиться.
В своей работе я использую такие дидактические игры : «Спрячь мышку», «Цвет, форма, размер», «Сколько и каких», «Чудесный мешочек (слоник)», «Геометрическое лото», «Разложи по цвету», «Математическая гусеница», «Найди предмет такой же формы», «Посади зверей в вагончики», «Большой – маленький» и т. д. Именно эти игры позволяют мне уточнять и закреплять представления детей о числах, геометрических фигурах, размерах, временных и пространственных отношениях.
Следует так же отметить, что эти игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они направлены на развитие у дошкольников логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать логические задачи.
Дидактические игры я изменяю по мере усложнения программного содержания, а чтобы их разнообразить и сделать привлекательными для детей, использую красочный наглядный дидактический материал.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном воздействии взрослого на содержание игры ребенка. В соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность, и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.
В связи с этим, в группе мною была оформлена сенсорная стена, её я активно использую, как при организации непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении дидактических игр, при самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности детей и взрослого.
С помощью сенсорной стены дошкольники учатся считать, определять цвет и форму предметов, закреплять понятия: «много – мало», «высоко – низко»; соотносить количество предметов с цифрой, определять положение в пространстве, развивать зрительные ориентиры.
Помимо того, что я использую стену при организации непосредственной образовательной деятельности, дети также самостоятельно могут оперировать с ней. Им интересно обследовать стену, используя полученные знания. Эти игровые действия вызывают у детей интерес, радость, чувство удовлетворения. Так же развивается речь детей: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свой мысли.
На стене расположен стенд, который позволяет развивать мелкую моторику рук. На нем дети могут открывать замки и задвижки, нажимать на кнопки телефона, играть со счётами. Рядом, в сенсорном уголке, расположено много игр, как приобретённых, так и сделанных своими руками. Здесь дети могут потрогать, покрутить, зашнуровать, открутить – закрутить.
Дошкольники любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. Я считаю, что предметная среда, созданная мною в группе, как раз позволяет экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир.
В соответствии с ФГОС ДО, развивающая предметно - пространственная среда моей группы: содержательно – насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Она предполагает: соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, возможность разнообразного использования различных составляющих среды, периодическую сменность игрового материала, доступность для детей, исправность, соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметная среда группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. она не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах она пополняется, обновляется и приспосабливается к новообразованиям определённого возраста.
Мой опыт работы наглядно показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня сенсорного развития детей.
Динамика образовательного процесса в области «Познание» Период: 2012-2017 учебный год Воспитатель: Батищева Татьяна Ивановна Возраст детей: 3-4 года
Период
Область, уровни развития 2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год 2014-20145 учебный год
2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год
Познание (ФЭМП, сенсорика) (Количество детей \%)
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года
Высокий 1\4 3\12 4\15 4\15 4\15 5\18 6\18 7\21 7\23
Средний 15\60 15\60 16\60 17\62 19\70 18\67 23\67 24\71 23\74
Низкий 9\36 7\28 7\25 6\23 4\15 4\15 5\15 3\8 1\3
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014
3. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». М. : Мозаика- Синтез,2014
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - Москва, 1987 г.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А. К. Бондаренко, - М. : Просвещение, 1983.
6. Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.
7. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990
8. Л. С. Метлина, «Математика в детском саду». М. : Просвещение, 1977
9. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, «Воспитание сенсорной культуры ребёнка». М. : Просвещение, 1988
10. Дошкольное воспитание №2 2016 года
11. Детский сад от А до Я №4 2015 года