Оксана Николаевна Бородина
Методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС до в практику
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы иметь будущее,
нужно быть готовым
сделать что-то новое»
Питер Джукер
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Это, прежде всего, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., вступивший в силу с 01.09.2013г. и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО», вступившего в силу с 01.01.2014г. Согласно, статье 10, п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования.
Публикация «Методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС до в практику» размещена в разделах
На наш взгляд, именно с введением ФГОС ДО назрела необходимость в модернизации организации методической работы в дошкольной образовательной организации. В свете новых стандартов возрастает социальный статус дошкольных организаций, что в свою очередь повышает потребность педагогов в самообразовании.
Обеспечение профессиональной деятельности воспитателей по освоению и реализации ФГОС ДО требует грамотно спланированной работы с кадрами, ведь именно педагогам приходится воплощать новые ФГОС в жизнь, и они должны быть к этому готовы. В связи с этим, организация методической работы в ДОО на современном этапе должна быть ориентирована на личность педагога, а также на развитие творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.
Для того чтобы работа в данном направлении была планомерной и эффективной, методические мероприятия по освоению обновленного дошкольного образования, в МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» комбинированного вида, осуществляются в рамках реализации плана методической работы по введению ФГОС ДО в ДОО.
План методической работы в условиях введения ФГОС ДО включает в себя :
1. Организационное и аналитико-информационное обеспечение по созданию условий внедрения ФГОС.
2. Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО.
3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС
Давайте рассмотрим 3 направления методической работы в отдельности.
1. Организационное и аналитико-информационное обеспечение по созданию условий внедрения ФГОС.
В рамках данного направления был проведен анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ и реализации ООП ДО в соответствии в ФГОС ДО.
- Был разработан и утвержден плана - график мероприятий по реализации направлений ФГОС.
В соответствии с ФГОС ДО методическим советом нашей образовательной организации были внесены изменения в документы, регламентирующие деятельность ДОО в условиях введения ФГОС ДО и были разработаны соответствующие положения:
1) Положение о творческой группе по введению ФГОС ДО;
2) Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования дошкольной организации;
3) Положение об ООП ДО дошкольной организации;
4) Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования.
Проведено анкетирование готовности педагогов к внедрению ФГОС ДО. Анкетирование показало, что 100% педагогов готовы к внедрению ФГОС ДО.
Библиотека методического кабинета пополнилась базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО.
Еще один важный аспект, который приобрел особую значимость в условиях перехода на ФГОС ДО, - взаимодействие с семьями воспитанников. Привлечение родительской общественности к управлению дошкольной организацией характерно для современного дошкольного образования. Поэтому нами предусмотрено публичное обсуждение вводимых инноваций.
Мы используем такие эффективные формы работы с семьей, как семейный обмен опытом, общие родительские собрания, информационные стенды, семинары-практикумы, проектная деятельность и другие.
На официальном сайте нашего детского сада представлена полная информация по ФГОС ДО.
По-второму направлению - Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО – проведена следующая работа:
- создана рабочая творческая группа из квалифицированных, творческих педагогов, готовых работать в инновационном режиме. Именно они активно участвуют в разработке ООП дошкольной организации.
В настоящее время разработан проект ООП ДО. Работа над программой ведется в соответствии с планом работы творческой группы нашего детского сада.
Были запланированы и организованы мероприятия, направленные на повышения уровня профессионального мастерства педагогов. В годовых планах МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» на 2013-2014 и 2014-2015, 2015-2016 учебные года был включен постоянно действующий семинар, на котором педагогический коллектив под руководством методической службы знакомился с нормативно-правовыми документами по ФГОС ДО; принципами построения ООП, направлениями работы, образовательными областями и др.
Педагогическим коллективом разработана Основная образовательная программа дошкольного образования учреждения и Рабочие программы специалистов и воспитателей ДОУ.
Понимая, что обновление образовательного процесса требует и его нового оформления, в рамках круглого стола, по изучению и введению в действие ФГОС ДО была создана единая форма планирования психолого-педагогической работы коллектива. Пересмотра потребовала и система педагогического мониторинга результатов освоения ООП.
В связи с введением ФГОС ДО актуализировалась проблема освоения новых форм работы с детьми, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования. Несомненно, что качество дошкольного образования зависит от уровня квалификации педагогов. Современный воспитатель должен отличаться децентрацией с личных проблем на проблемы ребенка, способностью строить рефлективную практику.
Педагогам нужна площадка для профессионального общения, и таким информационным полем для нас стала традиционная «Неделя педагогического мастерства», позволяющая обмениваться опытом через такие формы работы, как мастер-классы, открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности, презентации опыта работы педагогов дошкольной организации.
Для того, чтобы воспитатели и специалисты нашего детского сада могли успешно повышать свою профессиональную квалификацию, администрация образовательной организации поощряет посещение проблемно-ориентированных семинаров и конференций по вопросам современного дошкольного образования и введение ФГОС ДО в частности. Так воспитатели и специалисты, посетив семинары и конференции областного или Всероссийского уровня, на педагогическом часе знакомят коллег с содержанием данных мероприятий.
Все педагоги принимают активное участие в работе городских педагогических сетевых сообществ по изучению ФГОС ДО.
100% педагогов прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года и 100% педагогов обучились на курсах повышения квалификации по изучению и введению в действие ФГОС ДО.
Каждый месяц педагоги образовательной организации поочередно знакомят педагогический коллектив с новинками методической литературы и информационно методическими журналами. Такие мероприятия носят не только информационный характер, но и помогают педагогам освоить навыки публичного выступления и написания статей.
Качество образования, полученного воспитанниками, подтверждается и результатами мониторинга удовлетворенности родителей образовательными услугами – 97%.
Динамика достижений воспитанников свидетельствует в первую очередь о профессионализме воспитателей. Воспитанники нашего детского сада являются
активными участниками конкурсов и мероприятий муниципального, областного и регионального уровней.
Педагоги дошкольной организации не только принимают активное участие в конкурсах различного уровня по изучению и введению ФГОС ДО, но и занимают призовые места.
Наше учреждение является победителем 2 Всероссийского конкурса на лучшее оформление дошкольных организаций «Современный детский сад – 2016»;
Победителем 2 Всероссийского фестиваля педагогического мастерства 2016г.
Всероссийского конкурса «Методическая шкатулка -2015»
Международного конкурса «Гордость России – 2016» и многих других.
Рассмотрим третье направление методической работы.
3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС
- Силами педагогического коллектива библиотека методических пособий по введению и реализации ФГОС ДО пополняется каждый месяц. Все группы нашего детского сада укомплектованы методическими пособиями по ФГОС ДО на 90%.
Большое внимание администрация дошкольной организации и педагогический коллектив уделяют проблеме создания для воспитанников, развивающей предметно-пространственной среды. Ведь ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует его развитие.
Педагогическим коллективом составлена примерная классификация современных игрушек и оборудования по образовательным областям. В данном направлении ведется активная работа с родителями воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена на 90%.
Всем педагогическим работникам организации обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
Официальный сайт организации приведен в соответствии и постановлением правительства РФ № 582 от 10 июля 2013г. Все педагоги принимают активное участие в пополнении материала на сайте дошкольной организации. Сохранить достойный уровень работы организации, формировать устойчивый и позитивный имидж в сознании родительской общественности в современных условиях введения ФГОС ДО нелегко, но возможно и необходимо. Жить по-старому уже не хочется, да уже и не получиться, поэтому предстоит еще большая целенаправленная работа методической службы дошкольной организации.
Список литература
1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. - М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (8)
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – С. 8-1 1.
«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Это, прежде всего, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., вступивший в силу с 01.09.2013г. и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО», вступившего в силу с 01.01.2014г. Согласно, статье 10, п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. На наш взгляд, именно с введением ФГОС ДО назрела необходимость в модернизации организации методической работы в дошкольной образовательной организации. В свете новых стандартов возрастает социальный статус дошкольных организаций, что в свою очередь повышает потребность педагогов в самообразовании. Обеспечение профессиональной деятельности воспитателей по освоению и реализации ФГОС ДО требует грамотно спланированной работы с кадрами, ведь именно педагогам приходится воплощать новые ФГОС в жизнь, и они должны быть к этому готовы. В связи с этим, организация методической работы в ДОО на современном этапе должна быть ориентирована на личность педагога, а также на развитие творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности. Для того чтобы работа в данном направлении была планомерной и эффективной, методические мероприятия по освоению обновленного дошкольного образования, в МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» комбинированного вида, осуществляются в рамках реализации плана методической работы по введению ФГОС ДО в ДОО. План методической работы в условиях введения ФГОС ДО включает в себя : 1. Организационное и аналитико-информационное обеспечение по созданию условий внедрения ФГОС. 2. Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО. 3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС Давайте рассмотрим 3 направления методической работы в отдельности. 1. Организационное и аналитико-информационное обеспечение по созданию условий внедрения ФГОС. В рамках данного направления был проведен анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ и реализации ООП ДО в соответствии в ФГОС ДО. - Был разработан и утвержден плана - график мероприятий по реализации направлений ФГОС. В соответствии с ФГОС ДО методическим советом нашей образовательной организации были внесены изменения в документы, регламентирующие деятельность ДОО в условиях введения ФГОС ДО и были разработаны соответствующие положения: 1) Положение о творческой группе по введению ФГОС ДО; 2) Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования дошкольной организации; 3) Положение об ООП ДО дошкольной организации; 4) Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования. Проведено анкетирование готовности педагогов к внедрению ФГОС ДО. Анкетирование показало, что 100% педагогов готовы к внедрению ФГОС ДО. Библиотека методического кабинета пополнилась базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО. Еще один важный аспект, который приобрел особую значимость в условиях перехода на ФГОС ДО, - взаимодействие с семьями воспитанников. Привлечение родительской общественности к управлению дошкольной организацией характерно для современного дошкольного образования. Поэтому нами предусмотрено публичное обсуждение вводимых инноваций. Мы используем такие эффективные формы работы с семьей, как семейный обмен опытом, общие родительские собрания, информационные стенды, семинары-практикумы, проектная деятельность и другие. На официальном сайте нашего детского сада представлена полная информация по ФГОС ДО. По-второму направлению - Кадровое и методическое обеспечение внедрения ФГОС ДО – проведена следующая работа: - создана рабочая творческая группа из квалифицированных, творческих педагогов, готовых работать в инновационном режиме. Именно они активно участвуют в разработке ООП дошкольной организации. В настоящее время разработан проект ООП ДО. Работа над программой ведется в соответствии с планом работы творческой группы нашего детского сада. Были запланированы и организованы мероприятия, направленные на повышения уровня профессионального мастерства педагогов. В годовых планах МБДОУ Детский сад №40 «Подснежник» на 2013-2014 и 2014-2015, 2015-2016 учебные года был включен постоянно действующий семинар, на котором педагогический коллектив под руководством методической службы знакомился с нормативно-правовыми документами по ФГОС ДО; принципами построения ООП, направлениями работы, образовательными областями и др. Педагогическим коллективом разработана Основная образовательная программа дошкольного образования учреждения и Рабочие программы специалистов и воспитателей ДОУ. Понимая, что обновление образовательного процесса требует и его нового оформления, в рамках круглого стола, по изучению и введению в действие ФГОС ДО была создана единая форма планирования психолого-педагогической работы коллектива. Пересмотра потребовала и система педагогического мониторинга результатов освоения ООП. В связи с введением ФГОС ДО актуализировалась проблема освоения новых форм работы с детьми, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования. Несомненно, что качество дошкольного образования зависит от уровня квалификации педагогов. Современный воспитатель должен отличаться децентрацией с личных проблем на проблемы ребенка, способностью строить рефлективную практику. Педагогам нужна площадка для профессионального общения, и таким информационным полем для нас стала традиционная «Неделя педагогического мастерства», позволяющая обмениваться опытом через такие формы работы, как мастер-классы, открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности, презентации опыта работы педагогов дошкольной организации. Для того, чтобы воспитатели и специалисты нашего детского сада могли успешно повышать свою профессиональную квалификацию, администрация образовательной организации поощряет посещение проблемно-ориентированных семинаров и конференций по вопросам современного дошкольного образования и введение ФГОС ДО в частности. Так воспитатели и специалисты, посетив семинары и конференции областного или Всероссийского уровня, на педагогическом часе знакомят коллег с содержанием данных мероприятий. Все педагоги принимают активное участие в работе городских педагогических сетевых сообществ по изучению ФГОС ДО. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года и 100% педагогов обучились на курсах повышения квалификации по изучению и введению в действие ФГОС ДО. Каждый месяц педагоги образовательной организации поочередно знакомят педагогический коллектив с новинками методической литературы и информационно методическими журналами. Такие мероприятия носят не только информационный характер, но и помогают педагогам освоить навыки публичного выступления и написания статей. Качество образования, полученного воспитанниками, подтверждается и результатами мониторинга удовлетворенности родителей образовательными услугами – 97%. Динамика достижений воспитанников свидетельствует в первую очередь о профессионализме воспитателей. Воспитанники нашего детского сада являются активными участниками конкурсов и мероприятий муниципального, областного и регионального уровней. Педагоги дошкольной организации не только принимают активное участие в конкурсах различного уровня по изучению и введению ФГОС ДО, но и занимают призовые места. Наше учреждение является победителем 2 Всероссийского конкурса на лучшее оформление дошкольных организаций «Современный детский сад – 2016»; Победителем 2 Всероссийского фестиваля педагогического мастерства 2016г. Всероссийского конкурса «Методическая шкатулка -2015» Международного конкурса «Гордость России – 2016» и многих других. Рассмотрим третье направление методической работы. 3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС - Силами педагогического коллектива библиотека методических пособий по введению и реализации ФГОС ДО пополняется каждый месяц. Все группы нашего детского сада укомплектованы методическими пособиями по ФГОС ДО на 90%. Большое внимание администрация дошкольной организации и педагогический коллектив уделяют проблеме создания для воспитанников, развивающей предметно-пространственной среды. Ведь ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует его развитие. Педагогическим коллективом составлена примерная классификация современных игрушек и оборудования по образовательным областям. В данном направлении ведется активная работа с родителями воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена на 90%. Всем педагогическим работникам организации обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. Официальный сайт организации приведен в соответствии и постановлением правительства РФ № 582 от 10 июля 2013г. Все педагоги принимают активное участие в пополнении материала на сайте дошкольной организации. Сохранить достойный уровень работы организации, формировать устойчивый и позитивный имидж в сознании родительской общественности в современных условиях введения ФГОС ДО нелегко, но возможно и необходимо. Жить по-старому уже не хочется, да уже и не получиться, поэтому предстоит еще большая целенаправленная работа методической службы дошкольной организации. Список литература 1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. - М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (8) 2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – С. 8-11.