Баркова Елена
Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС
в дошкольном образовании
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность.
Публикация «Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развитие системы дошкольного образования предполагает модернизацию системы методической работы в соответствии с приоритетами, определёнными ФГОС. Выделение среди этих приоритетов категорий развития ребёнка предполагает центрирование методических усилий на активизации развивающего потенциала образовательной среды детского сада, на создании вариативных моделей деятельности педагогического коллектива, которые отвечали бы всему многообразию образовательных потребностей разных категорий детей до семилетнего возраста.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены очень важным и значимым критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Соответственно, качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства.
Внедрение ФГОС в работу ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОУ не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств и нововведений, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
При этом необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить данные вопросы. Поэтому возникла необходимость в создании особой модели методической работы, которая позволила привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.
Сформулировали цель методической работы : повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Исходя из этого, мы выделили задачи методической работы :
• Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
• Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
• Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
• Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
• Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
Определили шесть основных блоков:
• Нормативно-правовой блок
• Блок кадрового обеспечения
• Блок информационного обеспечения
• Финансово-экономический блок
• Организационно-методический блок
• Материально-техническое обеспечение
Реализация этих блоков осуществляется через инновационные формы методической работы в ДОУ :
Стажёрская площадка «Аттестация +» создана с целью методического сопровождения аттестации педагогических работников. В течение всего аттестационного периода осуществлялось оказание методической помощи аттестуемым педагогическим работникам. Были проведены семинары по изучению действующих нормативных документов, по разъяснению процедуры аттестации, по оформлению портфолио, отзывов, размещению методических материалов в СМИ и сайте ДОУ, по обобщению опыта работы, о рассмотрении критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогов; обновлена электронная база данных по аттестации педагогических работников. В результате работы в 2014-2015 учебном году одному педагогу присвоена высшая квалификационная категория, четыре педагога аттестовались на первую категорию. На конец учебного года в детском саду 100% педагогов прошли процедуру аттестации.
Проектный совет - это стратегическая команда, созданная руководителем для обеспечения развития учреждения. Через эту форму все педагоги вовлечены в инновационную деятельность и управленческий процесс. Стратегической командой ДОУ разработаны документы: «Положение о проектном совете», «Положение о проектной деятельности». Очень важно для нас то, что проектный совет стал ключевым механизмом развития ДОУ. Он запустил процесс проектирования. В этом году реализовано 10 педагогических проектов для работы с детьми от 1,5 до 7 лет. Они имеют различную образовательную направленность : «Люблю берёзку русскую», «Мама, папа, я – читающая семья», «Помним, гордимся, наследуем», «Здоровый малыш» и др. Наряду с педагогическими проектами реализуется управленческий проект «Росток» по работе с молодыми и начинающими педагогами. Данный проект представлен на региональный конкурс в июле 2015г.
Большую работу проводят творческие группы. В их состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Так творческой группой была разработана образовательная программа ДОУ, созданы условий для ее внедрения и апробации, а так же рабочие программы для реализации основной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
На заседаниях в образовательном салоне изучали и утверждали инновационные методики и технологии, необходимые для внедрения в организацию образовательного процесс в ДОУ. В ходе работы образовательного салона определены разнообразные педагогические техники и технологии, которые позволили не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг, а так же способствовали открытию экспериментальной площадки «Профессиональная ориентация дошкольников».
Научно-методический совет отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в ДОУ, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных для жизни ДОУ проектных документов (программа развития, концепция развития, организация мероприятий по плану работы ДОУ в режиме функционирования и развития, проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами ДОУ.
Группа информационной поддержки - в состав данной группы входят педагоги ДОУ, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. В детском саду имеется две интерактивных доски, каждая группа оснащена ноутбуками, телевизорами; имеются электронные микроскопы. Группа информационной поддержки призвана оказывать помощь в организации не только управленческой деятельности, но и в организации методической работы ДОУ. Данная группа осуществляет организацию электронного документооборота; обработку информации (подготовку справок, статистических отчетов, докладов, методических разработок); формирование и ведение баз данных; оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию; создание видеотеки; издательская деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ и др.
Творческая группа по созданию предметной среды, оформлению и дизайну ДОУ. Данная группа – это добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве. Активно сотрудничает с группой информационной поддержки с целью оформления ДОУ. Разработан и реализуется проект «Территория успеха». В ходе его реализации создана учебная комната по ОБЖ, комната психологической разгрузки, они оснащены современным оборудованием (комплексом по ПДД, сухим бассейном, тренажёрами). Для исследовательской деятельности приобретены научно-познавательные наборы «Воздух», «Вода», «Оптика», «Акустика», «Наука о земле» и другие, всего 12 комплектов. На территории создана исследовательская тропа, изготовлено игровое и спортивное оборудование. Планируется оформление туристической тропы, сафари – парк и др.
Работает центр по самообразованию «Познай себя» :
Педагоги активно проводят и посещают городские методические объединения;
100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС.
С января 2015 года начало функционировать дополнительное образование (3 бесплатных кружка и 6 платных). Благодаря платным образовательным услугам пополнена материальная база детского сада (спортивный инвентарь, костюмы, игровое оборудование). Часть средств пошли на выплату педагогам и обслуживающему персоналу премий.
Участвуют в конкурсах профессионального мастерства (1 и 3 место); мастер – класс по работе с одарёнными детьми – 1 место. Смотр - конкурс логопедических кабинетов – 2 место. Областной конкурс «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» в номинации образовательная организация – 3 место, в номинации здоровьесберегающие технологии – 1 место. Каждый педагог принял участие более чем в 3-х конкурсах различного уровня.
97 воспитанников приняли участие в международных, всероссийских, областных и городских конкурсах. Из них 55 воспитанников стали победителями и призёрами.
В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:
1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!»
Мария Монтессори