Екатерина Линсцер
Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС
(Слайд 1)
В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество [2, с. 27].
Публикация «Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы - к детскому саду. Малыши - к школе. Школьники - к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня жизни каждого человека. Каждый возрастной этап необходимо проживать полноценно. То, чего ребенок лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает [6].
(Слайд 2)
Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности, и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся современная система образования построена на идее, что ребенок есть саморазвивающийся, самоопределяющийся, самореализующийся субъект.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми [5, с. 71].
(Слайд 3)
Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом суть ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё больше и больше отличаются от нас. Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, - один похожий на другого. Нет! Стандарт говорит : у каждого ребенка свой путь развития, и его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.
Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А. Г. Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм [2, с. 38].
(Слайд 4)
Александр Асмолов – руководитель рабочей группы, разработавшей ФГОС дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова акцентировал внимание педагогов на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую : «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста» [1, с. 7].
(Слайд 5)
Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе. Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который стал навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и педагоги помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру [3, с. 4].
(Слайд 6)
Ребенку нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки рисования, пения, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим миром. Цель стандарта - исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя реализовывать формы школьной жизни в дошкольном детстве.
Учитель начальных классов также должен понимать, что к нему придет ребенок - почемучка, который должен остаться почемучкой. Стандарт начальной школы тоже изменен на стандарт развития, в котором ребенок остается исследователем. Сегодня учитель начальной школы становится профессионалом по развитию детства. Для педагога не должно быть слишком важно, чтобы ученики в начале обучения школы уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.
Отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников является не сегодняшний день проблемой, которая определяет непонимание педагогами современных детей. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса [2, с. 41].
Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОС ДО, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарт, который определяет новый подход к пониманию детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Стандарт направляет нас на понимание самоценности детства [3, с. 3].
(Слайд 7)
Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, - то дошкольный стандарт предполагает только личностное развитие ребенка в разных видах детской деятельности. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.
(Слайд 9)
ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Стандарт - это документ для воспитателей. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами [3, с. 2].
(Слайд 10)
Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта - защитить детство от ранней "взрослости". Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64-й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностно - развивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.
(Слайд 11)
Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе - на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья стала реальным участником образовательного процесса. Стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Он работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов – создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования [3, с. 2].
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] – М., Академия, 2013.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М., Просвещение. - 2011.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
4. Цылева, Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 50.
5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; – 7-е изд., стер. [Текст]– М. : Издательский центр «Академия», 2014.
6. [Электронный ресурс] https://city.tambov.gov.ru/fileadmin/user_upload/org Становление и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС