Людмила Габисова
Конспект НОД по ФЦКМ «Влияние семьи на становление личности ребенка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
(национально-региональный компонент)
Программные задачи:
- приобщать детей к истокам осетинской народной культуры;
- закреплять знания о быте, характере и традициях осетинского народа (предметы осетинского быта, трудолюбие и гостеприимство осетинского народа);
- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям Осетии, любовь и уважение к старшим; доброжелательное отношение друг к другу;
- развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
- экскурсия в национальную студию, беседы о характере и традициях осетинского народа,
о быте осетинского народа;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- составить рассказ и о семье или что либо интересное из жизни семьи;
- разучивание осетинских народных хороводных игр;
- знакомство с картинами К. Л. Хетагурова
Словарная работа: папаха, семейный очаг, «Чепена», почитание, уважение, очаг, надочажная цепь, кровная месть.
Оборудование: Телевизор, ИКТ, слайды, музыка,
Ход занятия.
Введение в тему.
Добрый день, уважаемые гости. Мы очень рады видеть вас. Поздоровайтесь, дети. А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пусть, тепло этой маленькой свечи согреет нас, объединит и никогда не угаснет. Вы чувствуете, как тепло передается от одного к другому? Настроились? В добрый путь! Внимание на экран! К нам обращается дедушка Гизоевой Оли - Таймазов Николай Михайлович. (Дети стоят полукругом у экрана)
Байрай ут мае зынаргъ къонатае! Фаернаей дзаг ут!
Добрый день, дорогие дети. Я слышал, что ваша группа очень дружная, как большая настоящая семья. Дома вы тоже живете в семье. И я бы очень хотел послушать про ваши семьи, какие в них отношения. Успехов вам и удачи. Дети садятся. А теперь вспомним что такое семья?
Ответы детей: (Это группа людей, живущих в одном доме, они заботятся друг о друге, помогают друг другу.) Все верно, а еще - это 7 Я, объединенные в одно целое. А может кто-нибудь вспомнит стихотворение о семье?
Ребенок : Читает стихотворение о семье.
Семья – это дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца, и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг.
Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.
(Дети садятся на места)
Давайте вспомним, из кого состоит семья?
У доски генеалогическое древо. К доске выходит мальчик, прикрепляет на нижнюю ветку генеалогического древа мнемотаблицу с картинкой дедушки, ему надевает папаху (худ)- (превращение в дедушку, девочка – бабушка тоже самое с картинкой, бабушке (косынку) (каелмарджаен, и так все члены семьи (маме – фартук, (раждаеран) папе – нымаетхуд (плоскую шапку, сыну, дочери. Вот ребята перед нами семья. Давайте посмотрим, а как располагается семья на генеалогическом древе? Почему бабушка и дедушка ближе к корням? Папа с мамой повыше, а дети на самых верхних веточках? (Дедушка и бабушка в семье старшие, они как корни, на них все держится, папа с мамой – помладше – они ветви дерева, а дети – это листочки) Спасибо дети, присаживайтесь. А мы послушаем рассказы детей об их семьях. (Что - то интересное, может какая-то семейная традиция их семьи, а может про дедушку или бабушку)
2 – 3 рассказа детей.
Воспитатель: Рассказ о традициях осетинской семьи.
Ребята, семья всегда была и остается самым главным для людей и для общества. Семейному воспитанию в Осетии всегда уделялось большое внимание. За долгое время в осетинской семье появились свои принципы воспитания. Главным принципом воспитания было почитание и уважение детьми старших. Как вы понимаете, что такое почитание и уважение? Ответы детей: (Уважение – признавать важность, значимость кого либо, высоко ценить кого либо. Почитание – уважение, признание, почет). Например, рядом с взрослыми - дети должны были стоять с опущенной головой, нельзя было прерывать и перечить старшим, если кого - то позвали, надо было сразу, без слов подойти, нельзя было оговариваться, девушкам не положено было проходить по стороне улицы, где сидели старшие, необходимо было перейти на другую сторону улицы.
Еще одним принципом было трудолюбие. Жизнь в горах была очень трудной, поэтому дети начинали трудиться с малых лет, чтобы помогать родителям, были ответственны, любили свой край и природу. А как вы думаете, жизнь в горах опасна и чем? И как надо вести себя в горах? Ответы детей.
Воспитатель: Недавно мы с вами были в музее Коста Хетагурова (показать фото на экране). Хетагуров посвятил много картин труду детей в горных аулах. Кто вспомнит, как называется эта картина. Давайте рассмотрим ее. (2 – 3 картины рассмотреть)
На экране картина К. Л. Хетагурова «Дети - каменщики». Кто хочет рассказать, что нарисовано на этой картине. Рассказ.
Описание. На картине изображены мальчики – осетины. Они заняты непосильным для детей трудом – разбиванием камней. Они одеты в лохмотья, значит из бедной семьи, поэтому вынуждены помогать родителям. В руке тяжелый молот, рядом большая лопата. Но глаза – добрые, на лице улыбка.
Может кто -то хочет добавить?
Ребята, а какое настроение вызывает у вас эта картина? (грустное, печальное, задумчивое).
Но как бы тяжела не была жизнь, люди находили время и для отдыха, игр и танцев. Вот и мы сейчас сыграем в осетинскую хороводную игру «Чепена». Вставайте и выходите в круг.
Осетинская хороводная игра «Чепена».
В горных аулах люди помогали во всем друг другу, вместе строили дома и учили этому детей. Давайте подойдем и станем возле экрана. Что вы видите на картине? (Семейный очаг). Ответы детей. Молодцы.
Рассказ воспитателя.
Посмотрите на экран. Перед вами самое главное помещение в осетинском доме. (уат) В центре комнаты находится очаг. Над очагом висит котел. В котле готовили еду. Котел прикреплен надочажной цепью. Семейный очаг имел очень важное значение и почитание в доме. Он считался величайшей святыней каждого осетина, символом единства семьи, он объединял всю семью, все собирались вечером вокруг очага, обсуждали события дня. (На экране картинка с семейным очагом с цепью, отдельно картина с цепью.) Над очагом и цепью давали клятву. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. Например, когда девушка выходила замуж, она прощалась с очагом, ее обводили три раза вокруг очага. Когда осетины переезжали на новое место жительства, они не расставались со своими очажными цепями и перевозили их на новые места жительства.
В наши дни в осетинской семье многое поменялось, но все равно почитание и уважение к старшим остается и должно оставаться всегда!
Очень хочется надеяться, что вы продолжите обычаи осетинской семьи : уважение и почитание старших.
Рефлексия.
Что интересного вы сегодня узнали? А что запомнилось вам больше всего? Испытывали ли вы трудности на занятии?
А теперь подойдите к столу, перед вами генеалогическое древо, а вы дома нарисуйте свою большую и дружную семью.
Приложение.
Словарная работа: папаха – осетинский мужской головной убор.
Семейный очаг – огонь, в середине комнаты, символ единства осетинской семьи
Надочажная цепь – цепь с котелком над очагом
«Чепена» - осетинская хороводная игра
Уважение – признавать важность, значимость кого либо, высоко ценить
Почитание – уважение, признание, почет.
Кровная месть – обычай, требующий обязательного возмездия за убийство или
нанесение ему увечий. Обычай восстановления чести.
Семья – 7 Я : любовь, дети, забота, терпение, ответственность, уважение, чистота.
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну «Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я».
Слова хороводной игры «Чепена».
Ой, ой чепена, рахиз къахай чепена
Ой, ой чепена, галиу къахай чепена
Ой, ой чепена, разма цауам чепена
Ой, ой чепена, фастама цауам чепена
Ой, ой чепена, кафка канам чепена!