Анна Грибанова
Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель в Образовательной области "Развитие речи"- обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДО
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредствам:
- расширения возможностей личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
-обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
-приобщение детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
-реализация вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
-соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Основные принципы дошкольного образования :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания (проект) «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования).
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого – педагогические условия, требования к развивающей предметно – пространственной среде; кадровые условия и финансовые условия).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
-социально – коммуникативное развитие;
-речевое развитие;
-познавательное развитие;
-художественно – эстетическое развитие;
-физическое развитие.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно – исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- элементарной трудовой деятельности;
- конструирование из различных материалов;
- изобразительной;
- музыкальной.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС ДО
Основная цель –
Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ВКЛЮЧАЕТ :
Развитие словаря
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ :
Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического
Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ :
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды;
- хороводные игры
СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Общение взрослых и детей
Культурная языковая среда
Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка, театр
Занятия по другим разделам программы
Наглядно – дидактические пособия:
Игры по развитию речи
Дидактическая игра «Надо не надо»
Цель игры:
С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Задачи:
• Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
• Формировать умение выделять, характеризовать и описывать действия;
• Уточнять и конкретизировать представления детей о характерных признаках предметов;
• Активизировать речь детей;
• Учить анализировать, делать выводы;
• Развивать внимание, память, наблюдательность, любознательность;
• Воспитывать бережное отношение и интерес к природе
Цель игры выделение первого или последнего звуков в слове, а также качественная характеристика этих звуков. Воспитатель предлагает помочь героям отправиться в путешествие или в гости. Для этого надо разместить их в автобусы. При этом героя, название которого начинается (или оканчивается) на гласный звук. надо посадить в автобус с красной эмблемой; героя, название которого начинается (или оканчивается) на согласный твёрдый звук, надо посадить в автобус с синей эмблемой; героя, название которого начинается (или оканчивается) на согласный мягкий звук, надо посадить в автобус с зелёной эмблемой. Воспитатель обращает внимание и на умение детей выделять заданный звук интонационно.
ВЫВОД:
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будет развита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.