Ирина Усанова
«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО)
▼ Скачать + Заказать документы
В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Стандарт прописывает требования к Программе детского сада, содержание которой должно обеспечивать развитие личности ребё нка в 5 направлениях: физическое развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Вот социально-коммуникативное развитие, мы сейчас с вами и рассмотрим.
Публикация «„Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования“ (ФГОС ДО)» размещена в разделах
Основная цель социально-коммуникативного развития - это позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи социально коммуникативного развития :
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т. д.
Решить все этих задачи помогает основной вид детской деятельности - игра. Василий Александрович Сухомлинский, сказал об игре так: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В жизни ребёнка-дошкольника игра имеет важное значение. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Именно в игре происходит становление ребенка как личности.
В игре происходят важнейшие изменения психики и личности детей, осуществляется
подготовка к новой более сложной деятельности - учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.
Рассмотрим закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д. Б. Эльконина. На 1 этапе - От рождения до трех лет – это предметная игра, когда дети учатся пользоваться различными предметами и узнают их значение через непосредственное общение со взрослыми.
2 этап - От трех до шести - это сюжетно-ролевая игра. Эта игра детей отражает различные стороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно, взаимоотношения взрослых. Таким образом ребёнком приобретаются и уточняются знания об окружающем мире.
3 этап - От шести до семи лет - Игра с правилами. Специфичность игр с правилами заключается в том, что играющие должны строго выполнять правила игры. Такое добровольное подчинение правилам, происходит в том случае, когда эти правила не навязываются, а вытекают из содержания игры, её задач.
В играх современных детей произошли заметные изменения. Дети реже играют в коллективные игры, снизилась продолжительность игр, упростились сюжеты ролевых игр (некоторые сюжеты исчезли совсем, хуже соблюдаются правила игры.
Психологические исследования показывают, что в свободное время дети не играют, а занимаются: рисованием, конструированием, рассматриванием книжек и пр.
Причины снижения игровой активности современных дошкольников вы видите на экране. У детей нет времени на игру. Дети не знают, во что играть, в «кого» играть. Дети не знают игр, не знают, как играть. Предметная среда стабильная, неменяющаяся в течении года. В среде не отражаются разные виды игровой деятельности.
Итак, 1-я причина: Воспитатели, практические психологи отмечают, что у детей нет фактически времени на игру: обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни дошкольников.
2-я причина: Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер) в силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровых ролей. Их содержание никогда не было в полной мере доступно детям и никогда не было предметом детских игр. Детям необходимо обыгрывать профессии, имеющие четко обозначенную социальную функцию и конкретное содержание.
Современные дети живут в мире информационного пространства - это телевидение, компьютер. Объем этой наглядной информации очень велик для психики ребенка, поэтому ребенку не всегда хочется «пробовать» все те модели взрослой жизни, которые он видит вокруг себя.
3-я причина: снижения игровой активности современных дошкольников – это то, что дети не знают игр, а взрослые не играют с ними, заменяя игру развивающими занятиями.
4-я причина ухода игры из жизни современных детей - это развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла. Игра при этом не отвечает одной из важнейших потребностей детей дошкольного возраста – представлять, воображать, фантазировать.
Воспитателям и родителям необходимо создавать условия для развития игровой деятельности : не отбирать у детей время в режиме дня на свободную деятельность и игру; насыщать жизнь детей событиями, впечатлениями, эмоциями; владеть приёмами передачи игровых способов детям; создавать предметно-развивающую среду для каждого вида игр.
Поэтому родители и педагоги должны помогать становлению детских игр. Активно участвовать в игре в качестве друга, партнера, при этом предоставляя свободу выбора детям.
Основные правила для родителей: Начинать играть с ребёнком следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания. Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путём. Приучите ребёнка не обижаться, когда проигрывает.
Когда вы играете, постарайтесь быть с ним ближе, не старайтесь постоянно учить ребенка, попробуйте просто играть. Пусть в игре командует ребенок, подчиняйтесь его правилам.
Дорогие родители, играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.