Олеся Григорьева
Доклад «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса"
Воспитатель: Григорьева О. В.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Доклад „Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса“» размещена в разделах
Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся условий в ОУ, в своей практической деятельности мы используем следующие образовательные технологии :
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности;
- информационно – коммуникативная технология;
- технологии «ТРИЗ»
Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
В нашем учреждении педагоги и медсестра используют в работе с детьми следующие технологии :
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая (комплекс упражнений направленный на формирование правильной осанки).
- Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия ритмика, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж.
Технологии личностно – ориентированного обучения способствуют развитию личности ребенка. Здесь мы используем интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность. Организуем воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. На занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении. Планируем совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Также применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. Используя личностно-ориентированную технологию, создаем условия в развивающей предметно - пространственной среде группы, позволяющие ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Созданы уголки народного творчества и промысла, физкультурный, уголок книги, драматизации, центр по экологическому развитию и экспериментальной деятельности, развивающая зона, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему развитию ребёнка. Применение нами личностно – ориентированной технологии помогает ребёнку реализовать свой потенциал, достичь своих целей и развить личностные и творческие качества. Для реализации данных целей мы проводим с детьми разнообразную творческую деятельность: игры, труд, праздники, развлечения. Наши воспитанники традиционно являются участниками разных выставок и конкурсов на уровне ОУ, района и области.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используем развивающие игровые технологии Кьюзенера, Дьенеша. Группа наполнена игровым оборудованием, способствующим организовать индивидуальные игры. Достаточно ли игр и игрушек у нас в группе? Вполне: мягкие, пластмассовые, деревянные, атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы, пирамидки, шнуровки; игры дидактические и игры настольные развивающие. Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький человечек рос и развивался.
Так что, все в порядке: каждый ребенок находит для себя достойное его занятие. Но многообразие игр не исключает того, что каждая игрушка и игра выполняют ограниченное число функций (чаще всего 2 – 3).
Но есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет. Это логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в)двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Что развивают блоки Дьенеша?
Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).
Также в своей работе и особое внимание уделяем созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей. Настольно-печатные игры применяем для уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развития мыслительных процессов. «Собери картинку», лото, пазлы. Сюжетно-ролевые игры-инсценировки важны для принципа интеграции образовательных областей. Игры-инсценировки помогают разговорить ребенка. С помощью словесных игр создаю эмоциональный настрой у детей, при котором вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Мы учим детей слушать, воспитываю эстетические переживания, развиваю образное мышление с помощью использования словесных игр. Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; театр пальчиков и языка. Мы применяем их с целью развития диалогической речи у дошкольников, умения сочинять и обыгрывать маленькие рассказы, подбирать слова – действия и слова – признаки.
В своей работе используем широкий выбор форм проведения игр : игры – путешествия, конкурсы, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
В работе используем технологию проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Поэтому при организации работы над проектами воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты, что способствует развитию исследовательского типа мышления. Нами были реализованы следующие проекты: «Маленький патриот России», «Огород на окне», «Мы хотим, чтоб птицы пели», «Покормите птиц зимой!». Атмосфера сотрудничества между детьми развивает умение работать в коллективе, подчинять свой характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры, достигать согласия, умения обсуждать достигнутые результаты, оценивать действия каждого. В проектной деятельности раскрываю индивидуальность каждого ребёнка, реализую его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей.
Систематически применяем в работе с дошкольниками информационно – коммуникативные технологии, которые помогают нам в следующем:
- подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- в обмене опытом, наработками других педагогов России;
- в оформлении групповой документации, отчетов.
- создании презентаций в программе РowerРoint, Киностудия, для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Мною созданы презентации для занятий, утренников и родительских собраний.
На занятиях применяем элементы технологии «ТРИЗ». ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - становится эффективным помощником в деле формирования у детей творческого мышления, интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений. Мы убедились на собственном опыте, что ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс.
Использование нами современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном процессе позволяет успешно реализовывать ФГОС ОУ.