Ольга Федорова
Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из составляющих условий повышения качества образования
Исходя из моего опыта работы, оптимальной формой организации сотрудничества в изобразительной деятельности является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Это связано с тем, что партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Публикация «Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования» размещена в разделах
Партнерские взаимоотношения взрослого с детьми в изобразительной деятельности задействуют двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно.
В своей деятельности я использую три формы организации партнерского взаимодействия :
1) закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание. Основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей.
2) обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей.
3) открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми.
Стиль взрослого в совместной деятельности может быть выражена девизом:
«Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
При организации изобразительной деятельности я использую четырехэтапный алгоритм:
I этап – целеполагающий, мотивирует детей на деятельность. Воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Партнерские взаимоотношения в нем отражаются как стимулирование детских высказываний, активация имеющегося опыта детей, совместно вырабатывается гипотеза.
II этап - составляется план совместных действий. Партнерские взаимоотношения в нем отражаются как разработка совместного плана действий по достижению цели, совместное обсуждение, выбор пути решения из предложенных детьми, формирует умение договариваться между собой.
III этап - организация исследовательской деятельности. Партнерские взаимоотношения в нем отражаются в поддержке детей, обеспечении атмосферы, в которой ребенок не будет бояться совершить ошибку.
IV этап – рефлексия. Партнерские взаимоотношения в нем отражаются в стимулировании детей к рассказыванию о своей работе.
Наиболее яркими примерами партнерского взаимодействия являются такие игровые образовательные ситуации, как совместное раскрашивание разрезной картинки, рисование коллективных работ, совместное рисование, начиная с разных направлений.
С большим удовольствием дети занимаются творчеством совместно с родителями. Для привлечения детей и их родителей к совместной изобразительной деятельности я использую такие формы работы, как всевозможные мастерские, мини-музеи, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.
Таким образом можно сделать вывод, что в результате партнерского взаимодействия взрослого и ребенка в изобразительной деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к совместной деятельности, расширение сферы интересов, что в свою очередь положительно влияет на качество образования.