Кашина
Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Технология здоровьесбережения:
Функции здоровьесбережения:
обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
1. Утренняя гимнастика - поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Проводится в утреннее время.
Публикация «Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 45 мин; во второй младшей 56 мин; в средней 68 мин; в старшей 810 мин; в подготовительной к школе 1012 мин.
2. Гимнастика для глаз - способствует снятию статического напряжения мышц глаз, благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. Гимнастику для глаз используют ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от зрительной нагрузки.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
3. Дыхательная гимнастика - активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи, упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения, следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
4. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.
5. Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).Проводится в любой удобный отрезок времени.
6. Динамическая пауза (физкультминутка) - снимает напряжение, активизирует внимание, развивает мелкую моторику детей.
проводится в перерыве между непосредственно образовательной деятельностью (НОД, а также в процессе НОД, требующей большого напряжения. Длительность физкультурных минуток составляет 1-3 минуты. Каждая физкультминутка включает в себя комплекс из трех – четырех упражнений, повторяемых 4-6 раз.
7. Психогимнастика - способствует преодолению барьеров в общении, снятию психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
8. Релаксация – снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы. Рекомендуется выполнять после сильных переживаний, физических нагрузок. При проведении используют спокойную классическую музыку.
Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке. Расслабляться лучше с закрытыми глазами. В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др. Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности. Не спешить заканчивать релаксацию. Дети могут полежать, если им хочется. Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
9. Гимнастика пробуждения - позволяет сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.
Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.
10. Тренажеры - повышают способности к волевой регуляции двигательной активности, к преодолению определенных трудностей для достижения результата.
Необходим учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей.
11. Сухой пальчиковый бассейн - развивает мелкую моторику рук детей, стимулирует речевые зоны коры головного мозга детей.
12. Сухой бассейн – способствует снятию напряжения, усталости,
расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию
психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции
зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.
Разнообразная цветовая гамма шариков заполняющий бассейн, создает
положительный эмоциональный фон.
Занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально,
обстановка должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей детей.
Продолжительность занятия — 15-20 минут, частота — раз в неделю.
13. Сухой дождь - разноцветные «струи» стимулируют и развивают
тактильные ощущения, зрительную память, помогают восприятию
пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение
и цветовосприятие, разогревает мышцы рук и ног, оказывает
общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус, улучшает
кровообращение.
Продолжительность пребывания под «дождем» 2-7 минут.
Игровая технология:
Функции игры
• развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативная: освоение диалектики общения;
• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
1. Словесные игры – по ЗКР развивают у ребенка восприятия ритма, темпа, интонации, силы, скорости; формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова; Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Используются педагогом как в свободной деятельности, так и во время НОД (непосредственно образовательной деятельности).
2. Дидактические игры – игра по ЗКР имеет определенную четко установленную задачу и структуру, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Используются педагогом как в свободной деятельности, так и во время НОД (непосредственно образовательной деятельности).
3. Конструкторские игры – по ЗКР нацелены на создание конкретного полезного продукта («Сложи букву, обозначающую звук», «Сконструируй предмет название которого начинается на данный звук», задействован фантазийный, творческий потенциал ребенка.
Используются педагогом как в свободной деятельности, так и во время НОД (непосредственно образовательной деятельности).
4. Подвижные игры – отработка произношения звуков в словах и фразовой речи.
Используются педагогом как в свободной деятельности, так и во время НОД (непосредственно образовательной деятельности).
5. Хороводные игры – игра, способствующая отработке произношения звуков в словах и фразовой речи и согласовании фразовой речи с движениями.
Используются педагогом как в свободной деятельности, так и во время НОД (непосредственно образовательной деятельности).
Технология ИКТ – интерактивная технология.
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
• Исследовательский характер
• Легкость для самостоятельных занятий детей
• Развитие широкого спектра навыков и представлений
• Возрастное соответствие
• Занимательность.
1. Компьютер-тренажер – в работе по ЗКР позволяет осуществлять дыхательные упражнения, упражнения для глаз, отработку произношения звука изолированного, отработку произношения звука в слогах, отработку произношения звука в словах, над звуковыми дифференциациями; осуществляется контроль выполнения задания и сообщается ребенку, правильно или неправильно он его выполнил.
2. Компьютер - интерактивное наглядное пособие – в работе по ЗКР позволяет запускать презентации, научные фильмы, обучающие мультфильмы… по ходу которых отрабатываются все этапы работы со звуком.
3. Компьютер-экскурсовод – современные технологии панорамных съемок позволяют разрабатывать уникальные программы для совершения подобных путешествий: «По детскому саду», «По участку детского сада», «Железнодорожный микрорайон города»., что позволяет работать с детьми над закреплением звуков в словах и во фразовой речи.
4. Компьютер – викторины, тесты - высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог-воспитанник. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы у ребенка.
Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Классификация учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Классификация учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. стремлением к совместной деятельности.
В практике используются следующие типы проектов:
1. исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Например: «Звуки «М» и «Мь» в молочном отделе нашего магазина», «Старинная русская азбука»;
2. ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
Например: «Ребята в гостях у матушки Совы», «Секреты бабушкиного сундука»;
3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
Например: «Альбом для друга», «Звук – волшебник»;
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Например: развлечения «Путешествие в страну звуков», «Страна правильной речи».
По продолжительности проекты бывают:
• краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели,
• средней продолжительности,
• долгосрочные.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью.
• обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
• стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
• поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
• чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке взрослым;
• слушать детей внимательно и уважением;
• вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
• успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;
• в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
• разговаривая с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаться рядом;
• заинтересовывать, привлекать детей к созданию предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
• приобщать детей к совместному определению разнообразной творческой деятельности.