анна чешкова
Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности у детей с ТНР (стендовый доклад)
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы стендового доклада
«Роль трудового воспитания
в формировании школьной готовности ребенка с ТНР»
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Публикация «Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности у детей с ТНР (стендовый доклад)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма.
Выявлено, что дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей является неотъемлемой частью коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР, что в дальнейшем ведет к их успешному обучению.
Труд – это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста.
-Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.
-Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
-В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Очень важную роль трудовая деятельность играет в подготовке детей к школьному обучению. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.
-Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу.
Учёба – это тоже труд. И труд не лёгкий.
Исходя из этого, цель нашей работы: формирование школьной готовности посредством трудового воспитания старших дошкольников с ТНР.
Для реализации намеченной цели, мы поставили следующие педагогические ориентиры:
-стимулировать и поощрять стремление к самостоятельности, как проявление относительной независимости от взрослого;
-учить выполнять трудовые поручения с заранее намеченным планом по образцу и словесной просьбе взрослого;
- учить детей заранее распределять предстоящую работу по этапам;
- развивать планирующую и регулирующую функции речи детей.
-расширять и уточнять словарный запас детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания;
- совершенствовать зрительно двигательную координацию детей в процессе выполнения трудовых действий;
Вся работа осуществляется через непосредственно образовательную, совместную, самостоятельную деятельность.
Для решения этих задач нами применяются разнообразные методы и приемы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, а, также на создание у них практического опыта. Это беседы, проблемные ситуации и логические задачи, экспериментирование и опыты, общение в процессе труда и др.
Главной особенностью коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является логопедизация трудового воспитания, помогающая формировать психологическую базу речи.
Вывод:
Трудовое воспитание является одним из важнейших средств формирования школьной готовности у детей с тяжелыми нарушениями речи.