Мария Березина (Тырина)
Консультация для педагогов «Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Педагоги дошкольного образования в последнее время все чаще сетуют на то, что подготовка к образовательной деятельности отнимает все больше и больше времени и сил.
Все чаще среди педагогов можно встретить неудовлетворенных таким положением вещей. Чувство неудовлетворенности вызывает факт возникновения сложных воспитательных проблем. После проведения занятия педагог отмечает усталость и разочарование от несоответствия затрат на подготовку и итоговым результатом.
Публикация «Консультация для педагогов „Необходимость использования современных педагогических технологий в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Причина, по мнению современных ученых лежит на поверхности – разногласие между предъявляемыми требованиями и возможностями для их реализации.
К сожалению это приводит к своебразному отстранению мира детей от мира взрослых.
Дети оказались брошены в огромное пространство получения знаний из внешнего мира. А мы, взрослые, перестали являться главным источником новых знаний. Взрослые предпочли игнорировать ценность детства. Общество ориентировано на потребление. Происходят глобальные перемены в становлении личности детей. Многие дети неуверенны в себе, закомплексованы и дезориентированы в окружающем мире. У современных дошкольников практически отсутствует любознательность и эмоциональное восприятие, снижено социально-личностное развитие ребенка. У детей с раннего детства появляется стойкая зависимость от современных гаджетов (компьютер, планшет, телевизор и т. д.)
Но несомненно есть и плюсы, у детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни.
Но все же некоторые педагоги продолжают работать «по-старинке». Ориентироваться на изменения, которые происходят в мире с детьми, все таки необходимо.
Педагогические технологии в дошкольном образовании направлены сегодня на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Главной стороной в педагогической технологии определяется позиция дошкольника в воспитательно - образовательном процессе. Взрослый больше не является непосредственно учителем, а в общении с детьми выступает в роли союзника и партнера: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель взрослого - способствовать становлению ребенка как личности.
Для успешной работы современной образовательной системы необходимо создавать условия для развития детей. Таким образом мы как бы включаем механизм саморазвития, помогаем личности приспособиться в столь резко меняющихся социальных условиях
Ни для кого не секрет, что развитие личности наиболее полно обеспечивается непосредственно в процессе ее собственной деятельности. А в процессе совместной деятельности педагога с ребенком, отлично реализуется обучение и воспитание дошкольника.
Образовательные технологии должны быть в первую очередь основаны на деятельностном подходе, т. к. это даст толчок к реализации активной самостоятельной деятельности и совместной деятельности детей, к лучшему усвоению новых знаний.
Основными функциями педагога при таком подходе к обучению являются:
1. Создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность;
2. Создание мотивации и позитивного эмоционального фона.
3. Совместное подведение итогов проделанной работы (рефлексия).
Знания добываются детьми самостоятельно в ходе решения каких-либо созданных проблем. Образование дошкольника строится на познавательно-поисковой деятельности. ООД чаще напоминает своеобразный проблемный диалог (проблемно-диалогическая технология). Это помогает развить у ребенка мышление и восприятие. Для начала педагог обозначает проблему, затем совместно с детьми ищет пути решения этой проблемы. Поиск пути решения выстраивается по вопросам, которые ненавязчиво натолкнут детей на «открытие» новых знаний.
Вопросы должны быть следующего характера:
- вопросы на выявление сходства и различия
- вопросы устанавливающие причинно - следственные связи
- вопросы, которые предполагают определенный вариант ответа
- вопросы, в которых возникают противоречия
- проблемная ситуация
- вопросы- шутки
- риторические вопросы
- вопросы на сравнение несоотносимых предметов
- вопросы, требующие осознания способа действия
Для проведения занятий поискового характера необходимы следующие условия :
1. Проведение опытов;
2. Создание ситуации успеха для каждого участника;
3. Работа в парах;
4. Проверка знаний друг у друга;
5. Смена ритма по определенному сигналу (хлопок, поднятие предмета над головой и т. д.)
6. Поиск ошибок у взрослого (педагога);
7. Модуляция голосом.
Начинать следует с уже пройденного материала, постепенно переходя к более сложным заданиям. Необходимо так же обращать внимание на перспективу от выполнения задания, и непременно проводить рефлексию – подводить итог.
Сегодня дети обладают большим творческим потенциалом. Время сегодня – это время всевозможных кризисов, нравственных, политических, экономических. Система ценностей развалилась уже практически до основания, а новая еще не достаточно сформировалась. Поэтому современное общество диктует новые требования к системе образования, в том числе для первой ее ступени, для дошкольного образования.
И требования заключаются не в поиске гениальных личностей, а скорее в целенаправленном формировании творческих способностей, личностей способных к нестандартному видению окружающего мира, человека с абсолютно новым мышлением. Ведь именно творчество, умение нестандартно мыслить, умение выдумывать что-то новое наиболее полно формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность, формирует эмоциональное восприятие окружающего мира. При таком подходе создается ситуация успеха, решение одного запускает механизм мысли другого, расширяет границы воображения, тем самым стимулируя его развитие.
Творчество – один из наиболее эффективных способов развития гармоничной личности, а значит и развития человечества в целом.
Список литературы:
1. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богословец «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно- методическое пособие. - СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
2. О. Н. Бородина Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С. 8-11.
3. А. П. Панфилова Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М. :Изд. центр «Академия», 2009.
4. Т. В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.