Наталья Межевых
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 498 комбинированного вида
Доклад
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки.
Дата проведения метод
объединения 11.10.2018г
Подготовила:
I квалификационной категории
Межевых Н. В.
Новосибирск -2018г
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«Музыка является могучим и ничем не заменимым
средством в формировании духовного мира ребенка»
Д. Б. Кабалевский.
Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, P.M.Чумичева, Л. Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.
Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру музыкальной культуры. В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально - образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.
Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.
Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Таким образом дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости.
Для достижения цели были выделены следующие задачи:
1. Развивать способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
2. Знакомить детей с музыкальными произведениями, первоначальными сведениями о музыке;
3. Формировать музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;
4. Активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;
Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:
-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);
-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);
-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).
-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)
Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, считаю, использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Вот некоторые из них.
1. Музыкальное лото
2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)
3. Двигательная импровизация под музыку
4. Оркестровка
5. Ролевая пальчиковая гимнастика.
6. Игра в театр.
1. Музыкальное лото
Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата:
на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом;
на втором – со спокойным выражением лица;
на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами.
Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы».
Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.
2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)
Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.
Музыкальный репертуар. Легато-стаккато. Сойлио Перкио
Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).
3. Двигательная импровизация под музыку
Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.
Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.
Музыкальный репертуар. Характерная и образная музыка. «Танец дикарей», Кабалевский «Ёжик»
Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним и листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
4. Оркестровка
Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар. П. И. Чайковский «Камаринская»
Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.
5. Ролевая пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики, эмоциональной открытости, снятие стеснительности, зажимов. Умение выступать перед аудиторией.
6. Игра в театр.
Цель: Развитие фантазии, сценического мастерства, умение перевоплощаться, обыгрывать заданный образ.
Оборудование: зеркало.
Мониторинг эмоциональной отзывчивости детей осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Анализ результатов позволяет выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Литература
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. -Л., 1971г., - 376
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. ,
1981г.
3. Дмитриев Ю. А. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей начальных классов. - М., АПО, 1994г. – 73 с.
4. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., Просвещение. 1986г.
5. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М., Просвещение. 1982г. -96 с.
6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. -
Ярославль: Академия развития, 1997г. – 213 с.
7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972г. - 382 с.
8. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990г. – 38 с.
9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М. Просвещение, 1994г. – 108 с.