Марина Ярунина
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Но если детство особый период в жизни человека
Который нужно прожить содержательно и радостно.
То спектакль - одно из самых простых.
И действенных способов доставлять радость.
Анжелла Кобякова.
Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из её героев? Самые робкие дети, неугомонные задумывались: какую роль выбрать? Сколько загадок, возможностей перевоплощения, игры таит в себе сказка.
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» размещена в разделах
Помечтали педагоги вместе с детьми, прониклись духом русской народной сказки и решили устроить в детском саду настоящий театр - с артистами, зрителями, декорациями, театральными программками и афишами.
С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.
В развитие творческих способностей нам помогает театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе.
С чего начинать? Прежде всего предстояло решить, как и чем именно я буду заниматься с детьми. Детство - самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. «Говорят, что в первые шесть лет ребёнок приобретает треть опыта, что он приобретает за всю жизнь.
Начала работать с составления плана работы. Определила следующие задачи своей работы:
- Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
- Обогащать словарь детей, активизировать его;
- Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонации);
- Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость. Умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачей;
- Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Занятия в театральном кружке строятся на использовании театральной педагогики - технологии актёрского мастерства, по возможности адаптированной для детей, - в ней увлечены игровые моменты. Техника речи, сценическое движение. Этюды без слов и со словами, применение на занятиях аудио записей, знакомство с театральной азбукой.
На первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимике, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.
Следующий этап - работы над этюдами, которую проводим постоянно, особенно в период постановки спектакля. Этюды - это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Этюды влияют на развитие памяти, выразительности жеста, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.
Третий этап работы - игра. Театрализованные игры позволяют успешно решать многие образовательные задачи, включая развитие речи и музыкальное воспитание, изобразительную деятельность. Игра и драматизация в жизни ребёнка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится выполнять в живые образы и действия. Драматизация даёт возможность ребёнку проявить себя в различных видах творчества : песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.
Четвёртый этап работы - это техника речи. Она даёт возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяет услышать и полюбить красоту звучащего слова. Хорошее, чёткое произношение зависит также от гибкости и точности движений языка.
Проведё нная работа с детьми подтвердила целесообразность выбранного мной направления:
- дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения и т. д.)
- речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас;
- дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
- они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
- у детей появился интерес к театру, к искусству вообще.