Татьяна Павлова
Проект по развитию мелкой моторики «Озорные пальчики» для детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Игровой, творческий
Актуальность:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Озорные пальчики“ для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии : не сформирована речь, память,мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель проекта :
Укрепление психического и физического здоровья детей с ОВЗ посредством ознакомления с пальчиковыми играми в играх, упражнениях и в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка через использование разнообразных форм, методов и приемов;
2. Развивать точность в координации движений рук и глаз, гибкость пальцев, ритмичность;
3. Стимулировать развитие речи;
4. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов
5. Развивать коммуникативные способности детей.
6. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
7. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике. 2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Продолжительность: Октябрь-ноябрь 2015 года.
Участники проекта : дети группы «Колокольчик», родители
Ресурсы:
1. Информационные:
-библиотечный фонд;
-интернет ресурсы;
-картотека пальчиковых игр;
-консультации для родителей воспитанников;
2. Кадровые:
-воспитатель: Павлова Т. Ю.
-дефектолог: Егорова Д. П.
муз. руководитель: Титова Н. В.
3. Материально-технические:
Дидактические игры на развитие мелкой моторики, пирамидки, оборудование для опыта с водой, краска для рисования пальчиками, набор наглядного материала по сенсорике, кубики и корзины для игры, конструктор детский, набор массажных шариков Су-Джок мозаики, шнуровки, пазлы, ножницы, раскраски другое.
Этапы:
1 этап - подготовительный - Изучение проблемы. Подбор литературы, атрибутов, изготовление дидактических игр.
2 этап - основной. Работа с детьми:
Познавательное развитие 1. Работа с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки)
2. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
3. Работа с разнообразными конструкторами (железными, пластмассовыми)
4. Пальчиковая гимнастика
5. Опыты с водой, песком.
6. Дидактические игры по сенсорному развитию.
Речевое развитие 1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, потешек,стихов
2. Театр на руке, пальчиковый театр, театр игрушек.
3. Рассматривание книжных иллюстраций.
Социально коммуникативное развитие 1. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
2. Трудовые поручения по подготовке и уборке атрибутов игрушек, материала.
Художественно-эстетическое развитие 1. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
2. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
3. Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)
4. Использование нетрадиционной техники рисования (пальцами, ладошкой, пластилином) 5. Копирование узоров, рисунков, раскраски.
6. Различные виды мозаик
Физическое развитие 1. Дыхательные упражнения (оптимизируют газообмен и кровообращение, улучшают самочувствие, способствует концентрации внимания)
2. Артикуляционная гимнастика (работа над произношением определённых звуков).
3. Упражнения на координацию речи с движением.
4. Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, комплексы утренней гимнастики, во все режимные моменты
5. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками)
6. Подвижные и музыкальные игры
Работа с родителями:
1. Проведение индивидуальных консультаций, бесед для родителей: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
2. Проведение мастер-класс для родителей “Дидактические игры для развития мелкой моторики”.
3этап-заключительный
1. Развлечение «Озорные пальчики»
2. Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта;
3. Изготовление картотеки пальчиковых игр по лексическим темам.
Заключение:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом особенностей детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, дидактических игр и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта : научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.