Юлия Макарова
Развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
План:
Теоретическая часть
1. Вступительное слово
2. Обзор музыкально – дидактических игр и пособий
3. Актуальные вопросы применения дидактических игр в условиях реализации ФГОС.
Практическая часть
1. Игра «Лесенка» (развитие звуковысотного слуха)
2. Песенка жуков и пчелок (графическая модель)
3. Игра «Немы» (развитие памяти)
Публикация «Развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Игра «Колпачки» (развитие музыкального восприятия)
5. «Птички в домиках» (подвижная, развитие чувства музыкальной формы, ориентация в пространстве)
6. «Кукушка в глубине леса»
Заключительная часть
1. Какие игры наиболее необходимы и полезны для ваших воспитанников?
Общие музыкальные способности ребенка - дошкольника – это прежде всего, способность переживать музыку, создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (игровой, изобразительной, литературной).
Но существуют и специальные музыкальные способности, которые способствуют успешной музыкальной деятельности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух. У некоторых детей уже на первом году жизни они проявляются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, и это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений –(воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Любые способности формируются на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических способностей человеческого организма. Задатки к музыкальной деятельности есть у всех! У нас одинаково устроен слуховой и голосовой аппарат, каждый человек способен ощущать ритм – ведь сердце у людей стучит в определенном ритме. А вот разовьются ли эти задатки в музыкальные способности – это уже зависит от того, были ли созданы для этого определенные условия. Вспомним гениального Моцарта – уже в три года он начал играть на клавесине, в четыре на скрипке, а в шесть покорил своей игрой Вену, Лондон и Париж. Были ли у него задатки к музыке? Безусловно, были такие же как и у нас с вами. Только жил он, в отличии от нас, в окружении музыки.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей;
Музыкально – дидактические игры можно подразделить на несколько групп:
По форме:коллективные, групповые, индивидуальные.
По основной деятельности: подвижные, интеллектуальные,
По средствам: игры с применением дидактических средств, игры с дидактическими пособиями, хороводные.
По направленности воздействия: развивающие музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, музыкальной формы, способствующие восприятию музыки
Возраст детей Игры, развивающие музыкальный слух Игры, развивающие чувство ритма Игры, способствующие восприятию музыки Игры для развития музыкальной памяти
Мл. и ср. дошк. возраст «Музыкальная лесенка»
«Озорное эхо» «Где мои детки?» «У бабушки Нюры» «Курица и цыплята» «Кто в домике живет?» «Песенка про имя» «Кто твой дружок?» «Прогулка» «Долгий-короткий» «Шаг и бег» «Игры с ладошками с палочками» «Воротики» «Круг и кружочек» «Заводные игрушки» «Сколько птичек поет?» «Что делают в домике?»
Старший дошк. возраст «Нарисуй мелодию» «Птичий концерт» «Колобок» «На чем играю?» «Три поросенка» «Прогулка в парке» «Шаловливые сосульки» «Зимние узоры» «Ритмический оркестр» «У Белочки день рождение» «Игры с ладошками с палочками» «Находим ритм в стихах и музыке» «Слушаем внимательно» «Верные друзья» «Змейка» «Забавная игра» «Волшебный волчок» «Какая музыка» «Сколько нас поет?» «Сломанный телефон»
Таким образом, задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности.