Светлана Ваганова
Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника.
Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной, интересной и радостной. Во время работы нужно создать хорошее настроение себе и детям. Придумать для них интересное занятие, найти место для шутки, и научить детей тому, что знаешь. Стараться, чтобы каждый день, проведенный с детьми, не был серым и будничным, не был похож один на другой, а запомнился чем-то и оставил у каждого в душе свой след: кто-то уносит с собой ласковое слово, другому запомнится, как из тетрадного листа делать лягушонка, а у третьего останется в сердце задушевная беседа или яркие, незабываемые впечатления от веселой игры.
Публикация «Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника» размещена в разделах
Деятельность воспитателя – это не только творчество и общение с детьми. Это еще целенаправленный запланированный процесс, отвечающий программным требованиям.
Одна из главных целей – развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение математики. Для математического стиля мышления характерно четкость, краткость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. При этом важное значение имеет обучение на занятиях, педагогическое руководство воспитателей и родителей. Необходимо создавать наиболее благоприятные условия и формы обучения, подбирать их в соответствии с возрастом. Анализ научных исследований педагогического опыта А. М. Леушиной, Н. И. Непомнящей, А. А. Столяр, убеждают в том, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игры бывают самые разные. В процессе игры ребенок живет, действует, он не ставит в игре каких-то иных целей, чем цель играть, но в ходе игры у ребенка развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В развивающих математических играх, незаметно для себя, дошкольники считают, складывают, решают разного рода логические задачи, формирующие различные логические операции. Детям интересно играть в развивающие игры, потому что они любят играть.
Вопросами развивающих игр занимаются многие современные педагоги-исследователи: З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, Е. А. Нососва, Р. Л. Непомнящая, Н. Е. Панова. Во всех исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры. Игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, и именно развивающие игры помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску. Необычайная игровая ситуация, присущая развивающим играм, интересна детям. Достижение цели игры, интерес к конечному результату стимулирует активность детей.
. В различных формах организации работы на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в развивающей среде группы, использовать следующие игры:
- игры с блоками Дьенеша;
- игры с палочками Кюизенера;
- игры со счетными палочками;
- игры на воссоздание из геометрических фигур образных сюжетных изображений (танграмм, Пифагор);
- развивающие игры В. В. Воскобовича.
В своей работе немаловажное значение отводить взаимосвязи детского сада и семьи. Необходимо объяснять родителям важность целенаправленного интеллектуального развития в семье. Подбирать информационный материал, чтобы ознакомить родителей с различными видами развивающих игр и упражнений, их назначением, методикой руководства. Родителям активно помогать в изготовлении раздаточного материала и различных пособий к занятиям и играм, активно участвовать во всех мероприятиях.
Большую роль в развитии и обучении ребенка в детском саду играет организация развивающей среды в группе. Это позволяет детям проявлять самостоятельность, инициативу в выборе игрового материала, и, в свободное от занятий время, играть индивидуально или совместно с другими детьми. Богатое разнообразие развивающих игр способствует развитию интереса к математической деятельности. У детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения и интеллектуального усилия играми.
Результаты диагностических данных показывают, что систематические и регулярные занятия с использованием развивающих игр, приводит к повышению уровня развития логического мышления у детей.