Инга Филиппова
Доклад «Методы ТРИЗ в целях интеллектуального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель его внимания всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Этим и объясняется возросший интерес к Триз. Триз – теория решения изобретательный задач адаптированная к дошкольному возрасту. Триз – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка, под девизом «Творчество во всем».
Публикация «Доклад „Методы ТРИЗ в целях интеллектуального развития детей“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель Триз – поисковая, исследовательская, изобретательская, игровая деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия его формирования и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире. Придумать сюжет не просто для ребенка, поэтому многие сюжеты на подсказывают сказки, мультфильмы. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали с ориентироваться в мире информации. Например, 1) Игра путешествия – путешествие по разным сказкам: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
- Путешествие в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями. Путешествуя по сказкам, выясняют что такое хорошо и что такое плохо, кто прав, кто виноват в той или иной сказке.
2) Очень интересен на занятиях метод мозгового штурма.
«Мозговой штурм» - это построенный особым образом коллективный поис нетрадиционных путей решения проблемы цель: развитие быстроты мыслительных процессов. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация из которой на первый взгляд нет выхода
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайчикиной избушки.
Благодаря мозговому штурму делаем вывод, что из любой безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у детей формируются основы рационального мышления.
3) Наиболее эффективным методом развития детской фантазии является «метод фональных объектов»- поиск новых идей путей присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Цель метода – совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом можно фантастическое животное придумать, дать ему название, кто его родители, где он будет жить, чем питаться.
4) Метод морфологического анализа – данный метод предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами. Морфологический анализ – суть его заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Решить эту задачу помогает игра «Чудесные вещи» Л. Е. Белоусовой, по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных. Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки» на ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) с ним происходят самые невероятные изменения, это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его псих-му раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Таким образом, в результате использования ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, творчество и фантазия. Развивается речь. Триз дает детям возможность проявить свою индивидуальность.
Литература: 1) Альтшуллер Г. С, Злотин Б. Л Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) – Кишенев 1989г.
2) «Развитие творческого мышления ребенка» Ю. Г. Тамберг
Речь. Санкт-Петербург