Ольга Андреева
Проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника
▼ Скачать
СЛАЙД №1
Воспитание духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и родителей.
СЛАЙД №2
Важнейшей целью духовно – нравственного развития и воспитания современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, определенных в федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе является формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.
Публикация «Проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника» размещена в разделах
В задачах Программы развития нашего ДОУ прописано:
-на основе сотрудничества семьи и дошкольного учреждения воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу;
- становление первоначальных нравственных ценностей у детей: почтения и уважения к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью;
- снижение уровня агрессивности, заболеваемости;
-повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в нравственном воспитании.
Поэтому, приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является «Духовно- нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста».
СЛАЙД №3
Новизна данного проекта заключается в том, что предлагаемая система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста целенаправленно реализуется с помощью взаимодействия ДОУ- семья- общественные организации;
арсенал игр, упражнений и техник, в системе используется и в повседневном воспитательно-образовательном процессе.
СЛАЙД №4
Цель проекта- создание условий для духовно- нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей и общественными организациями
СЛАЙД №5
Исходя из цели перед собой ставила задачи, которые вы видите перед собой.
СЛАЙД №6
Проект долгосрочный, творческо-информационный, проходил в 3 этапа.
СЛАЙД №7
Ожидаемые результаты ориентированы не только на те, которые я указала в проекте, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремлению к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
СЛАЙД №8
В начале проекта мной была изучена психолого- педагогическая литература по данной теме, подобраны задания, игры, темы бесед, затем проведена диагностика по развитию духовно- нравственных качеств. Я использовала следующие методики
-для диагностики самооценки дошкольников использовала методику «Какой Я?»;
-для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – взрослый» - использовала Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки;
-для определения уровня развития нравственной сферы проведена методика
«Разложи картинки». Л. М. Фридман.
Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.
СЛАЙД №9
Данное исследование показало, что у детей невысокий уровень развития самооценки, нравственной сферы, есть дети, у которых высокий уровень тревожности.
СЛАЙД № 10
Очень важно,чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех его аспектах проявления. В соответствии с ФГТ использовала следующие формы работы с детьми:
СЛАЙД № 11
В непосредственной организованной деятельности с детьми использовала следующие средства:
Для создания практического общественного поведения:
-упражнения, показ действий, организация деятельности, труд,игра.
Для формирования у дошкольников духовно-нравственных представлений, суждений, оценок:-убеждение, похвала,беседы,рассматривание картин, чтение литературы, обсуждение поведения героев книг, просмотр видеофильмов, телепередач, мультфильмов.
Для повышения интереса у детей использовала игровые, здоровьесберегающие,информационно-коммуникативные технологии.
Практический метод очень важен. Особое внимание уделяю таким формам как: метод «эмпатии», «метод «мозгового штурма», метод «ассоциативного мышления» и др.
Использование наглядных методов улучшает качество восприятия детьми изучаемого материала.
Словесные методы также играют большую роль в проведении занятия. С помощью увлекательного рассказа настраиваю детей на выполнение определенных задач.
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную
СЛАЙД №12
В воспитательно-образовательном процессе, с учетом интеграции образовательных областей, использовались подобранные игры, упражнения, художественная литература, музыка.
Слайд №13
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, ДОУ и государством. Поэтому работа по воспитанию у детей духовно- нравственных качеств личности строилась в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.
СЛАЙД № 14
Так как семья является традиционно главным звеном воспитания, с семьями воспитанников были проведены следующие формы работы.
С родителями дошкольников было проведено анкетирование. Анкета "Воспитание чувств".
1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств,как отзывчивость, доброта, сочувствие?
- да;
- нет;
- частично.
2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?
- да;
- нет;
- частично.
3. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?
- да;
- нет;
- частично.
4. Привлекаете ли вы ребенка к участию в будничных делах семьи?
- да;___
- нет.
5. Может ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
- да:
- нет;
- не знаю.
6. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?
- да;
- нет.
СЛАЙД № 15
анкета для родителей
СЛАЙД №16
Следует отметить, что духовно- нравственная личность не может формироваться только в ограниченном пространстве детского сада.
С этой целью мы являемся активными участниками клуба «Калейдоскоп», организованного районной детской библиотекой, являемся постоянными посетителями районного краеведческого музея боевой славы и русской старины Мордовского района, участниками мероприятий, проводимых комнатой- музеем «Народный быт», организованным при МОУ ДОД «Районный Дом детского творчества».
СЛАЙД № 17-18
На заключительном этапе провела итоговую диагностику. Результаты показали положительную динамику.
Сравнительный анализ данных показал, что самооценка повысилась на 15,4%(2 ребенка, уровень развития нравственной сферы на 23,1%(3ребенка, тревожность снизилась на 15,4%(2 ребенка).
СЛАЙД № 19
Результат совместной работы ДОУ, семьи, общественных организаций показал, что у воспитанников сформировались следующие представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
об истории и культуре своей страны;
дети научились проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
Слайд №20
результаты работы за истекший период
СЛАЙД №21
Провела мастер- класс для педагогов учреждения на тему: «Использование народного творчества в духовно- нравственном развитии», на секционном заседании педагогов района в рамках августовской конференции представила слайдовую презентацию по теме: ««Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного пространства в системе предшкольной подготовки»
.
СЛАЙД №22
Материал по данной теме разместила на сайтах нашего учреждения, образовательный портал «Maaam.ru», сайт для педагогов педсовет. орг.
СЛАЙД№23
Информационные ресурсы, которые помогли мне в работе над проектом.
СЛАЙД №24
Спасибо за внимание.