Марина Сабаева
Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»
Одной из главных целей обучения математике детей с ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Главное для современной школы - не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, знания.
Публикация «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Темочки
Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с ОВЗ. Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики - не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё - и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы.
Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам, предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка. Практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно- это начальная точка для возникновения и развития интереса. Важно излагать теоретический материал на практической основе : от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению, а от него к применению.
Система математических знаний, преподаваемая на уроках математики, в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике способствует социализации учащихся на всех уровнях.
Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Поэтому большое внимание уделяется на уроках математики межпредметным связям и практическим работам.
Межпредметная связь и практическая направленность настолько близки, что порой их невозможно разделить, т. к. они сливаются воедино. Многие задания практического характера несут в себе информацию о том или другом предмете или же наоборот, задача меж предметного содержания таит в себе особый практический подход. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении других предметов. Раскрывая меж предметные связи, хочется отметить реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и выявить его актуальность.
Основные задачи межпредметной связи и практическая направленности следующие :
а) осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
б) использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
в) проведение практических работ, используя жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.
Для осуществления этих задач применяются следующие методы:
- эвристический метод. С его помощью ребята самостоятельно делают выводы, составляют задачи, используя знания других предметов.
- проблемно- поисковый метод. Ставится проблема, которую можно решить, используя лишь меж предметные связи.
Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал - это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить. Обращение к историческим событиям создаёт эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь ребят, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут интерес у ребят.
Привлечение меж предметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным способом. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, возникают вопросы взаимной увязки программы.
Ведущую роль в обучении математике играют задачи. Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие можно разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность. Так можно раскрыть экономическую суть вопросов быта, производства, сферы торговых отношений, происходит имитация включения в самостоятельную жизнь, происходит начальный этап социализации. В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «льготы», «себестоимость», «договора», «пени», «штрафы», «наём жилья». С каждым из этих понятий составляются задачи, которые формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный подход. Для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой. Наблюдения за отношением учащихся к содержанию задач прикладного характера показывают, что оно вызывает у них интерес. И это приводит к положительной динамике в развитии умения решать различного вида задачи и качеству усвоения материала.
В реализации практической направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков: расчётно – вычислительные умения и навыки, контрольно – измерительные умения и навыки, технические умения и навыки, конструктивные умения и навыки, иллюстративные. Практические работы способствуют выработке у учащихся практических навыков и умений. Которые они могут использовать на уроках труда, физики, географии. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач:
- повышение качества образования по предмету
- умение решать задачи социально – значимые для учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
- повышение мотивации к обучению.
- повышение уровня социальной адаптации учащихся.
Для успешной работы в этом направлении необходимо : во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников, во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя, где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков для уроков математики. И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными, чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.
В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне учащимся можно предложить задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия наших войск и противника в этой войне.
Задача 1. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?
Задача 2. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон. СССР -774 танка и 1000 самолетов, Германия -1170 танков и 615 самолетов.
Задача 3. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то сколько лет нам бы пришлось молчать? (38 лет).
Решая предложенные задачи, ребята сами убедятся в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий.
Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала.
Задача 1. Город Владикавказ был основан в 1784 году. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2020г. ?
Задача 2. Старейший на Северном Кавказе Республиканский Академический русский театр имени Евгения Вахтангова основан в 1869году. Сколько лет исполняется театру в этом году?
Задача 3. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?
Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.
Одна из главных воспитательных задач– всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней.
Задачи на историческую, экономическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал об экологии, живой и неживой природе, исторических фактах - из урока в урок у учащихся естественным образом будут развивать патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.
Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.