Папки-передвижки

Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида

Марина Сабаева
Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Одной из главных целей обучения математике детей с ОВЗ является подготовка их к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Главное для современной школы - не только чему она учит, а как воспитывает, какие прививает нужные для жизни умения, знания.

Публикация «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида» размещена в разделах

Создание условий для воспитания подразумевает с одной стороны наличие творческого педагогического коллектива, а с другой стороны – наличие целостной воспитательной системы. Урок – основное звено в системе обучения учащихся с ОВЗ. Кроме образовательных и коррекционных задач, которые решаются на каждом уроке, учитель ставит перед собой задачу сделать каждый урок воспитывающим. Урок математики - не исключение. Воспитание на уроке! На него работает всё - и стиль общения, и дидактическая структура, и отбор содержания материала, и методические приёмы.

Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам, предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка. Практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно- это начальная точка для возникновения и развития интереса. Важно излагать теоретический материал на практической основе : от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению, а от него к применению.

Система математических знаний, преподаваемая на уроках математики, в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике способствует социализации учащихся на всех уровнях.

Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жёсткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Поэтому большое внимание уделяется на уроках математики межпредметным связям и практическим работам.

Межпредметная связь и практическая направленность настолько близки, что порой их невозможно разделить, т. к. они сливаются воедино. Многие задания практического характера несут в себе информацию о том или другом предмете или же наоборот, задача меж предметного содержания таит в себе особый практический подход. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении других предметов. Раскрывая меж предметные связи, хочется отметить реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и выявить его актуальность.

Основные задачи межпредметной связи и практическая направленности следующие :

а) осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.

б) использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.

в) проведение практических работ, используя жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.

Для осуществления этих задач применяются следующие методы:

- эвристический метод. С его помощью ребята самостоятельно делают выводы, составляют задачи, используя знания других предметов.

- проблемно- поисковый метод. Ставится проблема, которую можно решить, используя лишь меж предметные связи.

Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал - это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить. Обращение к историческим событиям создаёт эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь ребят, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут интерес у ребят.

Привлечение меж предметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным способом. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, возникают вопросы взаимной увязки программы.

Ведущую роль в обучении математике играют задачи. Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие можно разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность. Так можно раскрыть экономическую суть вопросов быта, производства, сферы торговых отношений, происходит имитация включения в самостоятельную жизнь, происходит начальный этап социализации. В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «льготы», «себестоимость», «договора», «пени», «штрафы», «наём жилья». С каждым из этих понятий составляются задачи, которые формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный подход. Для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой. Наблюдения за отношением учащихся к содержанию задач прикладного характера показывают, что оно вызывает у них интерес. И это приводит к положительной динамике в развитии умения решать различного вида задачи и качеству усвоения материала.

В реализации практической направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков: расчётно – вычислительные умения и навыки, контрольно – измерительные умения и навыки, технические умения и навыки, конструктивные умения и навыки, иллюстративные. Практические работы способствуют выработке у учащихся практических навыков и умений. Которые они могут использовать на уроках труда, физики, географии. Исходя из всего сказанного, можно сказать, что работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач:

- повышение качества образования по предмету

- умение решать задачи социально – значимые для учащихся с

интеллектуальным недоразвитием.

- повышение мотивации к обучению.

- повышение уровня социальной адаптации учащихся.

Для успешной работы в этом направлении необходимо : во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников, во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя, где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков для уроков математики. И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными, чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.

В целях воспитания у учащихся патриотических чувств, гражданственности, любви к Родине, уважения к историческому прошлому родной страны в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне учащимся можно предложить задачи с числовым материалом, отражающим реалии количественного участия наших войск и противника в этой войне.

Задача 1. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?

Задача 2. Сравните количество боевой техники участвующих в битве под Москвой с обеих сторон. СССР -774 танка и 1000 самолетов, Германия -1170 танков и 615 самолетов.

Задача 3. 20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по минуте молчания, то сколько лет нам бы пришлось молчать? (38 лет).

Решая предложенные задачи, ребята сами убедятся в мужестве наших солдат, нанесших поражение фашистам под Москвой, хотя враги имели численное преимущество, как в живой силе, так и в количестве орудий.

Одним из направлений патриотического воспитания детей на уроке является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На уроках математики очень полезно решать задачи на основе краеведческого материала.

Задача 1. Город Владикавказ был основан в 1784 году. Сколько лет исполнилось нашему городу в 2020г. ?

Задача 2. Старейший на Северном Кавказе Республиканский Академический русский театр имени Евгения Вахтангова основан в 1869году. Сколько лет исполняется театру в этом году?

Задача 3. Великий русский поэт А. С. Пушкин впервые побывал на Кавказе в 1820 году. Сколько времени прошло с тех пор?

Использование материалов краеведения создают благоприятную почву для воспитания у учащихся любви к малой своей Родине, гордости за нее и желания приумножать ее богатства и сделать ее еще красивее.

Одна из главных воспитательных задач– всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Воспитание невозможно без формирования целостного взгляда на мир и разнообразие природы, без бережного отношения к ней.

Задачи на историческую, экономическую тему, в которых изложен интересный цифровой материал об экологии, живой и неживой природе, исторических фактах - из урока в урок у учащихся естественным образом будут развивать патриотические чувства, чувство гордости за свою большую и малую родину, и вместе тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного принести пользу своей Родине.

Любой урок математики несёт огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность не упустить возможности этого потенциала, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Публикации по теме:

Конспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII видаКонспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту»Дидактическая игра для 1 класса коррекционной школы VIII вида «Узнай предмет по силуэту» В младших классах коррекционных школ VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей,.

Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII видаКлассный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Математический досуг в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Математики» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 и месте каждой в математическом ряду. 2. Упражнять детей в различении.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида
Опубликовано: 14 июня 2020 в 17:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД