Светлана Михайличенко
Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре по теме " Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС". Мы надеемся, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе нашей встречи вы увидите фрагмент интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе. Но в начале вашему вниманию предоставляется презентация по организации экспериментальной деятельности.
СЛАЙД 2
Публикация «Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Академик педагогических наук Н. Н. Поддъяков, рассматривая экспериментальную деятельность, отмечал, что «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.» Главное достоинство метода экспериментирования
Заключается в том, что он дает детям реальные представления
О различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,
Активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
СЛАЙД 3
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».
Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
СЛАЙД 4
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой деятельности которая в практике нашего ДОУ является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Исследовательский подход в обучении включает:
o опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;
o активное освоение мира;
o Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
СЛАЙ Д 5
Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе мы выделим основные характеристики детского экспериментирования :
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
СЛАЙД 6
Воспитатели нашего ДОУ использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:
• мотивацию,
• образность, эмоциональность,
• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
2. Стимулирует ся исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);
3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»);
4. Помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
5. Используются приемы развития творческого воображения (РТВ, творческой педагогики.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
СЛАЙД 7
Структура детского экспериментирования :
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы
• Поиск и предложение возможных вариантов решения:
• Сбор материала.
• Обобщение полученных данных.
СЛАД 8
Формы организации
исследовательской деятельности:
• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).
• Фронтальная (коллективные игры, беседа).
• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
СЛАЙД 9
В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Активное участие родители принимают и в насыщении наших экспериментальных лабораторий.
5. Сотрудничество с социальными партнерами. Для поддержания интереса к экспериментированию, мы систематически устраиваем экскурсии в Лосевскую школу № 2, где в основном учителя предметники гостепреимно устраивают для нас открытый показ опытов с микроскопами, что вызывает особый интерес у маленьких исследователей и повышают стремление стать школьниками.
Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем экскурсии в ДДТ, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.)
СЛАЙД 10-12
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с 1-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации:
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой, проводятся игры-эксперименты, знакомящие детей со свойствами бумаги, древесины, стекла и пр.
СЛАЙД 13
В нашем ДОУ старшая группа разновозрастная и учитывая это мы понимаем, что организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе сложный процесс, но в тоже время имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Младшие дети охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Особое значение приобретает пример старших для младших. Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.
4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
5. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.
Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в разновозрастной группе ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.