МААМ-картинки

Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС

Светлана Михайличенко
Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре по теме " Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС". Мы надеемся, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе нашей встречи вы увидите фрагмент интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе. Но в начале вашему вниманию предоставляется презентация по организации экспериментальной деятельности.

СЛАЙД 2

Публикация «Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС» размещена в разделах

Академик педагогических наук Н. Н. Поддъяков, рассматривая экспериментальную деятельность, отмечал, что «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.» Главное достоинство метода экспериментирования

Заключается в том, что он дает детям реальные представления

О различных сторонах изучаемого объекта.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,

Активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

СЛАЙД 3

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».

Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

СЛАЙД 4

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой деятельности которая в практике нашего ДОУ является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Исследовательский подход в обучении включает:

o опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;

o активное освоение мира;

o Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

СЛАЙ Д 5

Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе мы выделим основные характеристики детского экспериментирования :

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:

новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,

на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

СЛАЙД 6

Воспитатели нашего ДОУ использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:

• мотивацию,

• образность, эмоциональность,

• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2. Стимулирует ся исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);

3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»);

4. Помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);

5. Используются приемы развития творческого воображения (РТВ, творческой педагогики.

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).

СЛАЙД 7

Структура детского экспериментирования :

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы

Поиск и предложение возможных вариантов решения:

• Сбор материала.

• Обобщение полученных данных.

СЛАД 8

Формы организации

исследовательской деятельности:

• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).

• Фронтальная (коллективные игры, беседа).

• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

СЛАЙД 9

В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

• в - третьих, они практически безопасны;

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Активное участие родители принимают и в насыщении наших экспериментальных лабораторий.

5. Сотрудничество с социальными партнерами. Для поддержания интереса к экспериментированию, мы систематически устраиваем экскурсии в Лосевскую школу № 2, где в основном учителя предметники гостепреимно устраивают для нас открытый показ опытов с микроскопами, что вызывает особый интерес у маленьких исследователей и повышают стремление стать школьниками.

Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем экскурсии в ДДТ, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.)

СЛАЙД 10-12

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с 1-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации:

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой, проводятся игры-эксперименты, знакомящие детей со свойствами бумаги, древесины, стекла и пр.

СЛАЙД 13

В нашем ДОУ старшая группа разновозрастная и учитывая это мы понимаем, что организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе сложный процесс, но в тоже время имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Младшие дети охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Особое значение приобретает пример старших для младших. Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

5. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в разновозрастной группе ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС до Детство - это уникальный период в жизни каждого человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье. Опыт.

Доклад по теме «Игра как необходимое условие здоровьесбережения детей» Усилия работников ГБОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним.

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Интегративным результатом реализации ФГОС ДО является создание Предметно-пространственной развивающей среды, которая: рассматривается как.

Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения.

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС до» Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» Цель: повышение уровня профессионализма.

Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС .

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОСЭкспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС Воспитатель.

Экспериментирование в ДОУ в соответствии с ФГОС Кавказская пословица гласит: «Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 21:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михайличенко (УИ 346148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД