Матрена Иванова
Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения качества в образовании дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в целом.
Проект «Игровое образовательное пространство в ДОУ «Мин ыллыкчааннарым» как условие самореализации ребенка» регламентирует деятельность МБДОУ «Хаптагайский центр развития ребенка-детский сад «Хомусчаан»» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам. Данный проект предполагает повышение качества образовательного процесса у дошкольников посредством организации игрового образовательного пространства.
Публикация «Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка» размещена в разделах
Основными направлениями деятельности при реализации проекта являются: организация обучающих мероприятий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ: повышения инициатив, творческого подхода в педагогической деятельности педагогов; создание совершенно другого игрового образовательного пространства – среды в ДОУ; тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагог-дети-родители, педагог-педагог).
Концептуальные основы
Социально значимые свойства личности и качества ее индивидуальности определяются мерой включения в социокультурное пространство. Отсюда вырастает проблема «выращивания» таких специально спроектированных образовательных пространств, которые бы согласовывались с идеями гуманизации, диалогичности, природосообразности и культуросообразности психолого-педагогического процесса.
Для формирования интегративных качеств ребенка, которые определяют успешность личностной актуализации и позволяют ребенку самостоятельно решать задачи, адекватные возрасту, необходимо опосредовать развитие высшего уровня сфер развития ребенка – произвольности (физической активности, социально-эмоциональных процессов, познавательно-речевой деятельности, художественно-творческих процессов) через проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды.
Исходя из определения среды как условия развития и становления личности (Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. А. Ясвин и др., игровое пространство можно определить как специально организованную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра является общепризнанным феноменом в развитии личности ребенка (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, А. В. Кенеман, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Т. И. Осокина, Д. Б. Эльконин и др.).
Игровое пространство мы понимаем как совокупность игровой деятельности, которое, по сути, является социокультурной практикой; предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной, исследовательской, продуктивной, музыкальной, трудовой и двигательной деятельности детей. Значит, игровое пространство должно развивать мышление детей, их способность к моделированию действительности в игровой форме, воображение и склонность к фантазии. Игровое пространство ДОУ должно ориентироваться на зону «ближайшего развития» со знакомыми и совсем незнакомыми предметами, материалами, играми, которые наполняют игровое, жизненное, образовательное пространство ребенка в соответствии с требованиями Программы.
Следующей концептуальной основой создания новой педагогической формы, способа образования - игрового образовательного пространства в ДОУ является определение позитивных стратегических ориентиров в развитии системы дошкольного образования :
• Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;
• Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
• Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
• Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы.
Значит, проблема создания игрового образовательного пространства актуальна и отвечает современным целям и задачам развития дошкольного образования. В связи с этим и возникает необходимость создания проекта «Игровое образовательное пространство в ДОУ «Мин ыллыкчааннарым» как условие самореализации ребенка». Проект направлен на организацию специально спроектированного образовательного пространства в ДОУ через игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста и системы, в которой будут задействованы и на игровом образовательном уровне связаны все участники образовательного процесса.
Игровое образовательное пространство рассматривается как комплекс образовательных, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, познавательную и бытовую среду в детском саду.
Главная идея проекта – обеспечить реализацию модели игрового образовательного пространства, обеспечивающего условия для самореализации ребенка, повышения качества образования дошкольника в соответствии с современными требованиями дошкольного образования…
Во-первых, отказ от копирования школьных форм организации обучения. Это будет образовательная деятельность, устойчивый интерес ребенка к освоению среды, стимулирующей познавательную активность детей, требующую от ребенка самостоятельности в принятии решений и оптимальном выборе способов самообразования, где и с кем.
Во-вторых, это игровая деятельность детей по интересам, желанию и выбору пространства, которая будет обеспечивать развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков, развивать творческие способности ребенка, так как она будет происходить по собственному «сценарию» ребенка. В процессе игры ребенок реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности, проложит собственный образовательный маршрут.
Это позиция повышения качества образовательного процесса за счет создания игрового пространства с учетом образовательных задач, предоставляющего ребенку возможность выбора вида деятельности, игр, игрушек и творческого партнера-взрослого. Осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в форме игры. Ребенку нужно не услышать информацию, а прожить, т. е. поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре, театрализованной игре, где ребенок образно участвует, перевоплощается в кого-то. Ребенку нужно решать какие-то задачи, поставленные перед ним в дидактической, развивающей игре, в игре с правилами.
Новизна проекта - это построение новой педагогической формы образовательного процесса, вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей. Это определение компонентов и принципов проектирования игрового образовательного пространства, педагогической поддержки индивидуальной траектории образования, обеспечение личностной и социальной успешности каждого ребенка.
Компоненты игрового образовательного пространства
«Мин ыллыкчааннарым»
-Освоение пространства, среды
Проектирование моделей образовательных пространств внутри учреждения ориентированы на принципы сохранения жизни и здоровья ребенка и активной позиции ребенка. Содержательная насыщенность, трансформируемость, динамичность среды образовательного пространства будет приспособлена к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Среда обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Это игровое пространство, в котором будет осуществляться освоение ребенком предметного мира и мира отношений между людьми через игры и разнонаправленной деятельностью.
- Индивидуализация образовательного процесса
Это обеспечение возможности изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Игровое образовательное пространство организуется на основе принципов учета половых, возрастных различий, доступности, активности, самостоятельности. Ребенку предоставляется возможность самому выбирать то пространство, ту комнату, где будет играть, заниматься любимой деятельностью. Выбор обеспечивает возможность ребенку в проектировании собственной образовательной траектории. Идет поддержка его индивидуальности и инициативы. Ребенок вместе со взрослым будут творцами своего предметного окружения. Это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Социальная практика ребенка
Игра и любая деятельность является для ребенка социальной практикой, которая выполняет образовательную функцию. Среда будет интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Ребенок, пребывая в разных игровых комнатах, в разных ситуациях получает социальный опыт. Это встречи, общения, игры с детьми разного возраста, общение со взрослыми в разных формах и открытие дополнительных возможностей.
- Разновозрастное детское сообщество
Это межвозрастное взаимодействие детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие, как младших, так и старших дошкольников. Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребенок реально видит, чем овладел его старший партнер и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребенок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Этим старшие лучше осознают их сами.
- Субъективация личности
Личность ребенка в игровом образовательном пространстве, в котором создаются условия, обеспечивающие реализацию его способностей, может влиять на процесс игры, деятельности. Субъективация личности ребенка происходит за счет расширения его прав, в частности, права выбора игры, вида деятельности, взрослого, т. е. воспитателя, с которым ему интересно творить, исследовать, познавать. Субъективация личности ребенка и его позиции в этом образовательном пространстве есть основание для самореализации.
Модель организации образовательного процесса
в игровом пространстве
Условия : содержательное наполнение комнат их цветовое различие; информационные экраны с кармашками и карточками в группах; образовательный ценз и профессионализм педагогов.
1. Мотивация детей, выбор по желанию цветных карточек
2. Перемещение детей внутри игрового пространства :
• подготовка игрового пространства по интересам детей или согласно тематике
• встреча детей, наблюдение за ребенком : интересы, игры, деятельность, какие задачи решает при этом, как использует дидактический материал, какие способы подбирает.
• позиция воспитателя – «рядом с ребенком» : помогает, играет, создает ситуацию успеха – доброжелательную поддержку детской деятельности.
• совместные события, досуги, стимулирующие творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов.
• после окончания отведенного времени на свободную игру, деятельность дети с карточками возвращаются в свои группы.
3. В документации педагог фиксирует наблюдение, отмечает, с кем отработана какая определенная задача.
4. Рефлексия в группе: ребенок рассказывает, где был, чем занимался, что понравилось, куда желает завтра пойти. Вывешивает на экран свою карточку.
5. Рефлексия педагогов: количественная и качественная оценка работы конкретного игрового пространства, заполнение индивидуальных дневников (карт ребенка).
6. Индивидуальная работа с ребенком, индивидуальные исследовательские проекты детей, индивидуальный образовательный маршрут.
7. Преемственность с семьей и со школой
Цель проекта
Разработка и внедрение игрового образовательного пространства в ДОУ, обеспечивающего самореализацию ребенка.
Задачи
1. Изучить методологические и теоретические аспекты проблемы образования детей дошкольного возраста посредством игрового пространства.
2. Разработать нормативно-правовое обеспечение функционирования проекта.
3. Подготовить кадры к эффективному использованию игровой среды в образовании детей, к внедрению в практику деятельности ДОУ инновационные подходы организации игрового образовательного пространства.
4. Создать условия для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, развития индивидуальности каждого ребенка, удовлетворения потребностей в субъектном развитии, его социализации на фоне их эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и другим людям;
2. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию игр, игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.
Ожидаемые результаты
Для ДОУ:
• высокое качество образовательного процесса, доступность, открытость и привлекательность образования для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
• целостность педагогического процесса и создания пространства для образования детей, удовлетворяющего актуального ближайшего и творческого развития каждого ребенка;
• охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Для воспитанников:
• развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• индивидуальный образовательный маршрут ребенка
• обеспечение взаимодействия с детьми разного возраста и взрослых, направленного на эмоциональное и когнитивное развитие;
Для родителей:
• объединение усилий в системе «детский сад-семья» для развития и образования детей, создания атмосферы общности интереса.
Для педагогов:
• выдвижение инициатив, творческого подхода к проектированию образовательного процесса, соответствующего современным целям и задачам развития дошкольного образования
• проекты по моделированию игровой образовательной среды групп, залов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей детей, задач ООП ДО.
Поэтапный план реализации проекта (дорожная карта)
Перспективы развития проекта
• разработка системы диагностических инструментариев гарантированного уровня усвоения ребенком того или иного предметного содержания посредством игр
• новое планирование деятельности педагогов в соответствии с ОП ДОУ
• рабочие программы педагогов
• новые показатели индивидуального образовательного маршрута ребенка
Оценка результативности проекта
Количественные показатели (востребованность проекта, количество конкретных дел, мероприятий, др.)
Показатели социального развития личности ( динамика уровня развития личности: приобретение навыков, умений; повышение уровня социальной успешности участников, активность; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, игры, театральные представления, конкурсы); характер реализованных инициатив педагогов, выход проектов, новых идей)
Показатели общественного мнения (отзывы).
Технологические показатели (уровень организации перемещения детей в пространстве, четкость и эффективность управления образовательным процессом, организационная культура участников активная позиция педагогов).
Экономические показатели (привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Литература
1. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №4.
2. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №4. С. 37–41.
3. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №4. С. 2-5.
4. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. №3. с. 37 - 48
5. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №1. С. 16–24.
6. Интернет - ресурс
7. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры/ М. Ф. Литвинова - М. : Издательский центр № Акдемия”, 2002 С. 123.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М. : Гном и Д, 2000. – 96 с.
9. Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ//Сборник по материалам НПК «Приоритеты развития дошкольного образования в Мегино-Кангаласском улусе». – Майа, 2012. – 44 с.
10. Степанова М. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов России посредством дидактической игры // Вестник Чувашского гос. пед. Университета им. И. Я. Яковлева. – 2012. - № 1.
11. Теплова А. Б. Создание в детском саду образовательной культурно-развивающей среды, способствующей погружению ребенка в традиционную культуру // Детский сад: теория и практика: Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края. – 2014. - № 1. - С. 16.
12. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.
13. Нищева Н. В. – СП6. : предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005.
14. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Авт. - сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.
15. Матюхина В. Возрастная социальная психология //Дошкольное воспитание. – 1993.- № 10.
16. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). 2000