Ольга Владимировна
Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом N 1155 утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрированный в Минюсте России 14.11.2013 N 30384.
Цель работы вытекает из актуальности:
Способствовать открытости дошкольного образования к внешним запросам, путем взаимодействия педагогов с семьями воспитанников и вовлечения их в образовательную деятельность.
Для реализации цели определены следующие задачи:
Публикация «Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; - повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Основой для разработки и реализации наших проектов, стали характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
«Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС.»
Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом N 1155 утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрированный в Минюсте России 14.11.2013 N 30384.
А так как, в приоритетах формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года в основу положен принцип открытости образования к внешним запросам суть изменений управления в системе образования будет заключаться в следующем:
- общественность участвует в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне, поэтому необходимо стимулировать создание наблюдательных, попечительских и управляющих советов); - учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, для этого включая размещение на собственном сайте такой информации как: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2> в основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Рассмотрим пункт 1.4. стандарта «Основные принципы дошкольного образования» :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
И выберем пункт пятый для определения основного принципа данной работы: сотрудничество Организации с семьей.
Проанализируем пункт 1.6. Стандарта, который направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В нашей работе основной задачей обозначим пункт девятый: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В пункте 1.7. указано, что Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Опираясь на шестой пункт Стандарта, выберем оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, как основной подход в достижении результата нашей работы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, указанные в пункте 3.2.5. Стандарта, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях :
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В соответствии с п. п. 5, пункта 3.2.5., вновь утвержденного Стандарта дошкольного образования, основополагающим условием в нашей работе мы обозначили: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность и поддерживая образовательные инициативы семей наших воспитанников.
Исходя из данных условий, были созданы и реализуются в настоящее время следующие образовательные проекты:
проект по формированию здорового образа жизни - «Малышок-здоровичок»;
проект по нравственно-патриотическому воспитанию :
-«Родничок родного края»;
-«Каждой пичужке - своя кормушка»;
-«Я люблю свой город».
Опираясь на пункт 4.4. Стандарта, в котором настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Выделим для достижения результатов следующие требования к своей работе: взаимодействия с семьями и информирования родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.
Основой значимой для разработки и реализации наших проектов, стали характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Вследствие этого, формами взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей являются:
индивидуальные консультации и беседы;
информационные папки;
родительские собрания;
просмотр видеосюжетов из жизни детей в группе и детском саду;
привлечение родителей к пополнению предметно - развивающей среды группы;
проведение мастер – классов «Игра в театр» и др. ;
совместные физкультурно-оздоровительные досуги: «Малые олимпийские старты» ;
организация конкурсов «Вместе с мамой, вместе с папой», «Лучшая кормушка» и др. ;
а также и другие совместные детско-родительские проекты.
За короткий период работы достигнуты планируемые положительные результаты:
- повысилась мотивация родителей к непосредственному участию их в образовательной деятельности, к пополнению предметно - развивающей среды группы;
- повысилась компетентность законных представителей воспитанников, что привело к сплочению коллектива и обеспечение эмоционального благополучия в группе.
Подводя, промежуточный итог нашей работы мы делаем вывод:
конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя является одним из основных условий внедрения ФГОС.
---
<1> Российская газета, 25 декабря 1993 г. ; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
<2> Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)