Елена Черемичкина
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ.
Задачи: Провести краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Дать понятие «профессиональной компетенции педагога» как условия реализации ФГОС ДО.
Провести тренинг профессионально значимых качеств педагогов.
Ход семинара
Вступление
Публикация «Семинар-практикум „Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям (п. 3.1. ФГОС ДО).
1. Сообщение темы и цели семинара
Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогов ДОУ.
В течение семинара мы проведём краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Дадим понятие «профессиональной компетенции педагога» как условия реализации ФГОС ДО.
Проведём тренинг профессионально значимых качеств педагогов.
2. Рефлексия
Упражнение «Мои ожидания»
Материалы: ватманы, маркеры, стикеры, фломастеры.
Уважаемые участники, пожалуйста, напишите свои ожидания, вопросы по теме семинара-практикума на цветных листочках (стикерах). Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются.
3. Теоретическая часть.
Одной из тенденций государственного развития является динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной компетенции.
Давайте разберём слово «компетенция». Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности. (Википедия)
Ломакина Г. Р. говорит, что «понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся».
Виды компетенций.
Предметная компетенция - знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
Общепедагогическая компетенция - теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
Профессионально-коммуникативная компетенция - практическое владение приемами эффективного общения.
Управленческая компетенция - владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Компетенция в сфере инновационной деятельности - умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
Рефлексивная компетенция - умение обобщить свою работу.
Информационно-коммуникативная компетенция - владение ИКТ и интернет-технологиями.
Общекультурная компетенция - знания в области национальной, общечеловеческой культуры; умение рефлектировать личностную систему; толерантность к разным этнокультурам.
Компетенция личностного самосовершенствования - потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию.
Познавательно-творческая компетенция - умение целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности; развитость творческих способностей; способность самостоятельно приобретать новые знания.
Ценностно-смысловая ориентация личности - осознание своей роли и предназначения, потребность и способность самореализации, увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетенция-владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет.
Информационная компетенция-умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности; владение информационными технологиями.
Социально-трудовая компетенция - способность взять на себя ответственность; проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
Профессиональная компетенция педагога - активная жизненная позиция, профессиональные знания и умения, профессиональные личностные качества, творческие умения.
Компетенции, которыми владеет современный педагог, должны быть не только сформированными и используемыми в педагогической практике, но значительная часть их должна постоянно совершенствоваться, причём, в большей степени и с большей скоростью и эффективностью, чем в любых других сферах.
ФГОС ДО даёт понятие, какими основными компетенциями должен обладать педагог ДОО для создания условий развития детей.
4. Проводится работа с документом ФГОС ДО. Составим перечень компетенций в соответствии с ФГОС ДО. (работа с ФГОС ДО (п. 3.4.2., п. 3.2.5.).
Примерная таблица по итогам обсуждения ФГОС ДО
Содержание компетенций
1. Способен организовать образовательную
среду в соответстии с принципами:
содержательная насыщенность,
трансформируемость, полифункциональность,
вариативность, доступность, безопасность.
Характеристика результатов овладения компетенцией
1. Педагог использует возможности образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса
Содержание компетенций
2. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами.
Характеристика результатов овладения компетенцией
2. Педагог бесконфликтно общается с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса
Содержание компетенций
3. Способен организовать сотрудничество воспитанников
Характеристика результатов овладения компетенцией
3. Педагог учитывает особенности воспитанников при организации сотрудничества субъектов воспитательно-образовательного процесса
Содержание компетенций
4. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-образовательном процессе
Характеристика результатов овладения компетенцией
4. Педагог использует здоровьесберегающие технологии
Содержание компетенций
5. Готов к построению вариативного развивающего образования
Характеристика результатов овладения компетенцией
5. Педагог умеет грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Содержание компетенций
6. Способен проектировать воспитательно-образовательный процесс на основе результатов индивидуального развития воспитанников
Характеристика результатов овладения компетенцией
6. Педагог проектирует, планирует и осуществляет целостный педагогический процесс; владеет технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей
Содержание компетенций
7. Способен создать условия для социализации детей; защиты их интересов и прав.
Характеристика результатов овладения компетенцией
7. Педагог знает основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умеет вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
5. Практическая часть семинара.
Упражнение «Активный Александр.»
Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Первый участник говорит: «Привет, я— мудрая Мрина и т. д.
Упражнение-разминка «Броуновское движение»
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.
Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.). Задание выполняется веселее, если участникам к тому же запрещается разговаривать.
Информация к упражнению: В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может правильно не только выстроить стратегию общения и взаимодействия с другим человеком, но и внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.
Таким образом, в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность не только в самом процессе беседы, а тот, кто активно готовится и планирует его с учетом индивидуальных особенностей своего оппонента. Естественно, что созданный образ партнера по общению, будет связан с присущим именно вам способом толкования и объяснения мира. Следовательно, является закономерным стремление к выявлению факторов, способствующих наиболее объективному формированию этого образа, который служит основой адекватного отношения к партнеру.
Исходя из этого, объективно необходимым и важным является рассмотрение факторов, которые могут помочь в формировании целостного образа партнера по общению.
Упражнение «Все мы особые»
Цель: развитие наблюдательности.
Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.
Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.
Упражнение «Слепое слушание»
Цель: развитие способности анализировать устную речь; развитие умения слушать и эффективно давать указания к действию.
Материалы: карточки с рисунками, доска, мел/маркер.
Участники делятся на команды по 4-6 человек. Самостоятельно выбирают роли «ученика» и «учителя». Участник, стоящий у доски должен нарисовать объекты из задания. Второй участник диктует, что нужно делать при этом, не называя сам объект. Через 4 минуты к доске выходит новый «ученик» и продолжает работать. Главное условие – учителя НЕ показывают лист с заданием ученикам.
Обсуждение:
• Какие трудности у вас возникли?
• Как часто подобные затруднения возникают у вас в профессиональной деятельности?
• Кому понравилась его роль? А кто хотел бы оказаться на «другой стороне»? Почему?
Упражнение «Рефлексивное дерево»
Материалы: макет дерева, стикеры 3-х цветов (жёлтые, зелёные, красные, карандаши, ручки.
Участники берут по несколько стикеров разных цветов. На зелёном стикере отвечают на вопрос «Чему я научился?». На жёлтых стикерах – на вопрос «Что узнал?». На красных – «Это мне не понадобится?». После заполнения зелёные стикеры крепятся к стволу дерева, жёлтые – между кроной и землёй, красные – на земле у дерева.
Заключительное слово: Спасибо за вашу работу! Если у вас остались вопросы или есть желание обсудить возникшие вопросы, прошу вас – задавайте!
Список литературы
1. Дискуссионная площадка «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов». Интернет-ресурс: http://86sch6-nyagan.edusite.ru/, 2013.
2. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. г. Москва, апрель 2012 г. — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 276-279.
3. Филиппова А. А. Тренинг «Развитие коммуникативных навыков». Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/shkola/ Опубликовано 27.04.2016 .
4. ФГОС ДО. Приказ № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.