Наталья Мерзлякова
Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и писать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть закономерности; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.
Публикация «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» размещена в разделах
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность.
Непосредственно – образовательная деятельность развивает самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно-волевые усилия в достижении учебно-познавательных целей, формируются навыки самооценки.
Существует мнение, что результатом деятельности ДОУ становится готовность к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с разных позиций. Однако целью дошкольного образования следует назвать разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Одна из важнейших задач дошкольного воспитания – формирование кругозора видения целостной картины мира.
Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.
Если рассматривать целостность и гармоничность в плане дошкольного питания, то новая Концепция дошкольного образования предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства : в отличие от традиционной советской системы, где дошкольный возраст рассматривался в качестве подготовительной ступени к дальнейшему обучению в школе, она ориентирует педагогов на признание самооценки дошкольного детства как уникального периода жизни человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:
• интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;
• интеграцию – процесс;
• интеграцию – результат.
Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.
Существует 3 уровня интеграции знаний, наиболее соответствующих дошкольному образованию :
• на первом уровне интеграции устанавливаются связи между отдельными знаниями одной образовательной области со знаниями других образовательных областей, одного раздела программы со знаниями другого.
• второй уровень интеграции достигается на основе знаний, при изучении образовательной области со всеми возможными элементами других дисциплин.
• формирование интегрированной системы знаний третьего уровня требует организации целостного процесса образования, включающего весь комплекс образовательных областей.
Дошкольный возраст определяется как период интенсивного интереса к составлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности, это время расцвета логического и образного мышления.
К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по всем функциональным характеристикам уже готов к усвоению большей по объему и сложной по качеству информации.
Рассматривание основы интеграции определяют следующие стороны психологической науки, связанные с этой проблемой :
• психология восприятия и воспроизведения эстетической культуры творческой личности;
• гуманистическое направление как основа всех сторон человеческой жизни;
• ассоциативность как психологическая основа интеграции.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные занятия. На них объединяются различные области, знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада.
В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.