Папки-передвижки

Доклад «Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению»

Конохова Марина
Доклад «Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир»

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Публикация «Доклад „Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению“» размещена в разделах

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста плохо знают русские народные сказки, произведения русских и зарубежных авторов, т. к. родители мало читают детям художественные произведения. Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения, но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои.

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые; педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

- Наличие портретного фонда детских писателей

- Наличие грамматических словарей для воспитателей.

- Организация групповых книжных уголков.

Цель работы :

Развитие интереса к художественной литературе.

Формирование литературного вкуса.

Воспитание будущего читателя.

Для успешной организации приобщения детей к чтению определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

Задачи:

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками - иллюстраторами.

Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).

Сформировать положительный образ «я».

Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Начитать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.

Прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающее детей, смогут приобщив детей к чтению книг.

Методы работы по приобщению детей к чтению :

Словесные:

Чтение художественных произведений.

Беседы по прочитанному.

Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

Практические:

Игры - драматизации.

Дидактические игры.

Элементы инсценирования.

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

Театрализованная деятельность.

Наглядные:

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок.

Использование разных видов театра.

Формы работы :

Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников - иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды и организации книжных уголков.

Необходимо учить детей сразу относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Учить различать жанры детей можно начинать уже с младшей группы, в первый год воспитатель всегда называет жанр литературного произведения (а дети просто запоминают, например, что «Игрушки» А. Барто – это стихотворения, а «Маша и медведь» – это сказка). Углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. Здесь Ф. А. Сохин рекомендует строго соблюдать правильное название жанра: стихотворение (а не стишок) читается или заучивается, сказка (а не сказочка) рассказывается, рассказ читается.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка книгой, следует соблюдать некоторые общие рекомендации:

-Необходимо создать обстановку эмоциональной приподнятости: возможно это будут какие-то вводные слова, возбуждающие интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать, красочная обложка новой книжки, которую можно показать перед началом чтения, или «приход» главного героя рассказа или сказки.

-Читать текст художественного произведения следует без комментариев, не прерываясь, а непонятные для детей слова необходимо объяснять в начале занятия.

-Выразительно чтение произведения – залог успеха проведенной работы. Только так можно научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой. Так мы учим детей выражать интонацией не только свое отношение к тому, о чем читаем, но и развиваем и совершенствуем его чувства.

Элементы выразительного чтения :

-произношение тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой;

сила голоса чтеца (усиление и ослабевание голоса в строгом соответствии с содержанием текста) позволяет довести до маленького слушателя содержание произведения;

-правильная расстановка логических ударений определяет точность и выразительность речи. Их выразительность определяется умением педагога (или родителя) модулировать свой голос по силе;

-темп речи также немаловажен. Слова, на которые нужно обратить внимание, произносятся медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Особенно выделяется нравственное начало произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с дошкольником, быть искренним в выражении своих чувств.

После чтения произведения стараюсь правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное- взаимоотношения и поступки главных героев. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшем возрасте цели рассматривания книжных иллюстраций еще более усложняются: ребенок учится оценивать цвет нарисованных предметов и выразительность жестов героев произведений, определять расположение фигур и т. д. – определять свое отношение к данной иллюстрации («Почему нравится тебе эта картинка?»).

В подготовительной к школе группе детей подводят к сравнению иллюстраций разных художников-иллюстраторов одного и того же произведения.

Таким образом, учу сопровождать рассматривание иллюстраций словами (чтобы зрительный образ «слился» со словом). Это является главной целью взрослого при работе с детьми любого возраста при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям – беседа с ребенком об увиденном.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)

При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.

Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие приемы:

– Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

– Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

– Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.

– Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

– Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

Особое место в работе с детьми по пересказу, занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Также используем схемы и таблицы в заучивании стихотворений.

-Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

– Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

– Драматизация сказок. Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы :

– Совместная и индивидуальная работа. В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

– Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

– Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям

В своей работе использую проектную деятельность, как самую эффективную совместную деятельность с детьми.

Проект «Поэты и писатели России»

Беседы «Бережное хранение книг», Литературная гостиная «Творчество А. С. Пушкина», Изготовление книжек- малышек, Выставка «Мои любимые произведения А. Пушкина»

Проект «Мои любимые сказки»

Беседы «Мой любимый герой», «В гостях у сказки».КВН «От загадки к сказке», Игра «Книжная больница»

Так работая над проектом «Школа», мы с ребятами сходили на экскурсию в школьную библиотеку. Познакомили детей с правами и обязанностями читателя, с профессией- библиотекарь.

Проект «Путешествие в прошлое книги». Познакомили детей с историей и происхождением книги: показали как она преобразовывалась под влиянием творчества человека. Была оформлена фотовыставка «Вместе с книгой я расту», изготовление книжек-самоделок, выставка рисунков «По страницам прочитаной книги», провели анкетирование родителей «Читаем дома».

На будущее по данной теме мы планируем взять проект «Папа, мама, я – читающая семья».Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Планирую сделать «Книжное дерево». На него родители будут прикреплять листочки о прочитанных дома произведениях.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Мой опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Дети во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Театральная деятельность пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей.

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается прежде всего в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия. Стараюсь привлечь родителей к организации и проведению литературных викторин, праздников. Вовлекаю родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование)предлагаю рекомендации о том, что читать детям.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами, любят когда я читаю, просят прочитать понравившиеся произведения еще раз. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы.

Научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Публикации по теме:

Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие». Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие». Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь Федосова.

Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы» Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение,.

Сотрудничество с родителями по приобщению дошкольников к чтению.Сотрудничество с родителями по приобщению дошкольников к чтению. Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Перспективный план кружковой работы по обучению чтению детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Кизел, Пермский край Перспективный план кружковой.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыв подготовительной группе СЕНТЯБРЬ Занятие №1 Тема: «Колыбельные песенки мамы» Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомст-ва их с колыбельной.

План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться планом кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа. План разработан на.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности» Слайд 1 Семинар практикум для педагогов Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 10:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению»» (включая файлы) размещена пользователем Конохова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД