Вероника Шадура
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье даются определения таким понятиям «сенсорное развитие» и «дидактическая игра»: приводятся примеры развивающих игр, направленных на сенсорное воспитание дошкольников 3-4 лет. Также описаны задачи сенсорного развития детей четвертого года жизни.
Ключевые слова. Сенсорное развитие, дошкольный возраст, дидактическая игра.
Summary
This article defines such concepts as "sensory development" and "didactic game": examples of educational games aimed at sensory education of preschoolers 3-4 years old are given. The tasks of sensory development of children in the fourth year of life are also described.
Keywords. Sensory development, preschool age, didactic play.
Актуальность. Сенсорное развитие ребенка с помощью дидактических игр является одной из актуальных проблем. В дошкольном возрасте начинает формироваться личность ребенка, закладываются основы физического, познавательного и духовно-нравственного развития. Поэтому одна из задач познавательного развития – формирование сенсорной культуры у детей в период дошкольного детства.
Значительный вклад в изучение представленной проблемы внесли отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Л. А. Венгер, Н. А. Ветрягина, А. В. Запорожец, В. П., М. Монтессори, Ф. Флебель, А. Н. Аванесова, Б. И. Хачапуридзе. Многие из перечисленных ученых разработали развивающие системы игр и материалов для сенсорного развития.
Сенсорные чувства детей дошкольного возраста можно развивать различными способами (специальные занятия, практическая деятельность, конструирование, дидактическая игра). Дидактические игры - одно из таких средств.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу работы по восприятию и развитию чувств. В систему входят игры с различными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу растущей сложности обучающих задач и игровых действий [5, 236].
М. М. Мантессори разработала пособия и игры, позволяющие детям познавать мир на основе сенсорного (чувственного) опыта. Материалы, разработанные Ф. Флебелем и М. Монтессоре, используются в современных дидактических играх.
В настоящее время существует потребность в исследовании вопросов, связанных с сенсорным развитием детей дошкольного возраста. Используя при этом наиболее эффективные средства, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника. А дидактические игры и являются одним из эффективных средств сенсорного развития. Однако само применение дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста представлено не было.
Целью работы является показать эффективность дидактических игр в развитии органов чувств детей.
Изложение основного материала. Сенсорное развитие — это развитие у дошкольников восприятия, формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе и запахе [3, с. 114]. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «senstis» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, чем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности [5, с. 236].
Сенсорное развитие содействует речевому развитию, познавательному, духовно-нравственному, художественно-эстетическому и физическому развитиям. При ознакомлении с качествами предметов у ребенка развивается речь. Дошкольник называет свойства предмета, выделяет наиболее существенные признаки предмета, полученные знания фиксирует речью. Обследуя и манипулируя с предметом развивается мелкая мускулатура рук. Полученный опыт в ходе развивая сенсорные представления о форме и цвете предметов, применяется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Ребенок может изображать ту или иную форму предмета, соотносить размер, цвет. Нельзя не сказать о влиянии на духовно-нравственное развитие дошкольника. Проводя работу по сенсорному развитию, ребенок-дошкольник учиться доводить начатое дело до конца, работать вместе с другими.
В Федеральной Образовательной Программе перечислены задачи развития детей в познавательной сфере. В этот список также входят задачи, связанные с сенсорным развитием ребенка:
- формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;
- развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой;
- формирование обследовательских действий [ 4, с. 51].
Все выше сказанное, показывает, как важно сенсорное развитие для ребенка-дошкольника.
У детей четвертого года жизни выделяются изменения в развитии всей познавательной сферы, в том числе и восприятия. Восприятие в этом возрасте направлено на определение и изучение отдельных свойств, самых заметных, ярких. Например, лимон кислый, а груша сладкая. Также можно выделить и такую особенность – это умение находить предметы заместители. В свою очередь это дает возможность определить общий признак у разных предметов. Весь полученный опыт ребенка-дошкольника в 3-4 года начинает фиксироваться речью.
Таким образом, особенностями сенсорного развития детей дошкольного возраста является формирование чувственного опыта, развитие умения выделять цвет и форму предметов, величину, также продолжается развитие сенсорных чувств (восприятия, ощущения). Начинает формироваться целенаправленность, планомерность в действиях.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предусматривает методы и направления деятельности педагогов по сенсорному развитию. Так, педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное; расширяет содержание представлений ребенка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет. Организует и поддерживает совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками. При сравнении двух предметов по одному признаку педагог направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданному предметному образцу и по слову [4, с. 51].
Средствами сенсорного развития могут выступать: рисование, лепка, конструирование, обучающие упражнения, занятия по формированию элементарных математических представлений и по ознакомлению с природой, в том числе и дидактическая игра.
Дидактическая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения ребенка-дошкольника, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности [1, с. 6].
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник процесса и команда в целом, объединены решением главной, поставленной, задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш, то есть на достижение конечного результата.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила [2, с. 193].
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. [2, с. 193].
Среди дидактических игр по сенсорному развитию можно выделить следующие игры:
- направленные на развитие знаний о цвете («Разложи по цвету», «Цветные колпачки», «Разноцветные прищепки»);
- направленные на развитие представлений о форме предметов («Покажи такую же», «Подбери фигуру», «Разложи по форме»);
- направленные на развитие вкусовых, тактильных и слуховых ощущений («Угадай по вкусу или запаху», «Какой на ощупь», «Чудесный мешочек», «Фрукт или овощ», «Живая вода»).
Обучающие игры, такие как "угадай по вкусу или запаху" или "угадай по цвету", можно усложнить и добавив дополнительные задания. Например, найдите предметы, которые имеют одинаковый запах. Или разложи по вкусу одинаковые предметы. Эту же игру можно использовать для обучения умению соревноваться (кто больше угадает, найдет).
Сенсорное развитие детей в развивающих играх связано с формированием и развитием логического мышления. Во многих играх по сенсорному развитию дошкольники сравнивают, обобщают, находят сходства и различия в объектах, предметах.
Выводы. В заключении написания работы следует еще раз отметить, что под сенсорным развитием понимается развитие у дошкольников восприятия, формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе и запахе. А дидактическая игра — это игра обучающего характера, которая направлена на получение новых знаний и представлений у детей.
Сенсорное развитие оказывает значительное влияние на все сферы развития личности ребенка (речевое, физическое, нравственное, эстетическое, познавательное). Не зря сенсорное развитие является частью умственного воспитания.
В работах М. Монтессори, Ф. Фребеля и других дидактические игры рассматриваются как эффективное средство развития и формирования органов чувств.
Систематическое использование обучающих игр для развития сенсорных чувств дает возможность развивать речь, классифицировать и сравнивать, развивать чувственный опыт ребенка. Благодаря дидактическим играм можно осуществить контроль за сенсорным воспитанием ребенка-дошкольника.
Таким образом, дидактические игры играют важную роль в сенсорном развитии дошкольников 3-4 лет. Дидактические игры помогают детям узнать особенности предмета, черты, и расширяют их кругозор. В таких обучающих играх обогащается и развивается сенсорный опыт дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова – Москва : Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – Москва : Академия, 2004. – 421 с.
3. Смирнова Е. О. Мария Монтессори: система дошкольного воспитания. / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2 – 114 с.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028. с.
5. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин. – Москва : Просвещение, 1978. – 413 с.