Ирина Мандриченко
План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться планом кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа. План разработан на основе русского народного земледельческого календаря и другой литературы по русскому народному творчеству. Буду рада, если это поможет Вам в вашей работе. У меня не получилось вставить таблицей. Думаю ВЫ разберетесь.
Публикация «План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа» размещена в разделах
Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Цель: Познакомить с пословицами, приметами, песнями и играми русского народа. Научить детей игре на народных инструментах : рубеле, трещётках, ложках, колотушке…Знакомить детей с танцевальными народными движениями : топотушки, присядка, ковырялочка, плавные движения рук. Эмоционально исполнять заклички, игровые хороводы. Приобщить к календарным праздникам русского народа. Помочь ребенку раскрыть мир русской культуры, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Россию. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям русского народа.
Программные задачи:
- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;
- формировать интерес к русской культуре;
- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
- развивать мышление, воображение ребенка.
Месяц Тема Содержание Цель Материал
Сентябрь «Будем знакомы» «Наталья Овсянница» Знакомство новых детей с фольклорной группой «Гусельки». .Песня- «Где был, Иванушка?» Пение знакомых песен,попевок. Беседа о календарных праздниках. Загадки. Закличка Восёнушка-осень» Познакомить с обрядом Натальиных именин с загадками об овсе и осенней закличкой. Песней. Воспитывать интерес к национальной культуре и чувства детей в процессе познания. Наглядный материал : фотографии, игрушки, инструменты и т. д. Овёс.
Сентябрь «День Семёна-Летопродавца» Беседа о первой встрече осени. Закличка Восёнушка-осень» Знакомство с русской народной игрой «Жмурки» Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Платок
Сентябрь «Воздвиженье» Приметы воздвижения. В этот день рубили капусту-капустины вечёрки. Беседа о лешем, который пугает людей, приходящих в этот день в лес. Песня «В огороде бел козёл».Знакомство с русской игрой «Соседи»Свободная пляска. Соление капусты. Продолжать знакомить детей с народными календарными праздниками. Вызвать интерес к русским песням шуткам игре. Воспитывать доброжелательность. Капуста. Соль, Иллюстрации. Полотенце. бочонок.
Октябрь «Фёкла-заревница» Знакомство с понятием-овин. Время сбора свёклы и складывания её в овин. Рисование иллюстраций к этому дню. Приготовление салата из свеклы. Способствовать эмоциональному, нравственному развитию детей. Вызвать положительные впечатления к русскому народному творчеству. Бумага. Краски. Кисти. Варёная свекла, соль масло.
Октябрь «Покров» Приметы Покрова Роспись ложек, салфеток. Песни: «В огороде бел козёл» ,Свободная пляска. Игра «Лавочка» Продолжать знакомить детей с народными календарными праздниками. Вызвать интерес к русским песням шуткам игре. Воспитывать доброжелательность. Салфетки, ложки деревянные., Краски. Кисти. Лавочка.
Октябрь «Мы играем» Народные инструменты : Рубель, трёщётки, ложки. Колотушка. Познакомить детей с народными инструментами. Вызвать положительные эмоции. Развивать интерес к игре на инструментах. Рубель, трещётки, ложки. Колотушка.
Октябрь «Мы танцуем» Знакомство с элементами русской пляски. Ковырялочка Свободная пляска. Игра «Соседи». Развивать интерес к русской пляске, народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. _
Ноябрь «Ноябрь-месяц живой воды. Сумерки года.» Ноябрь замыкает осень-сентябрёв внук, октябрёв сын. Месяц борьбы осени с зимой. Дети выбегают на пригорки-закликают зиму. «Закличка зимы» Продолжать расширять круг знаний народного календаря. Помочь детям понять особенности русской культуры. _
Ноябрь «Кузьминки» Знакомство с первым зимним праздником. Встреча зимы- «Курьины именины».Песня «Курочка- рябушечка». Игра на русских народных инструментах. Пение любимых песен. Знакомить с календарным праздником русского народа. Закличка. «А вы люди знайте, Сани снаряжайте, Зиму встречайте, Мороз величайте. С глубокими снегами, С долгими вечерами.»
Ноябрь «День Ераста»» Закличка «Зазимка –зима, что ты нам принесла? Глубокие снега, святые вечера. Коляду, день с курицыну пятку. Воспитывать доброе отношение к природе. Познакомить детей с мужским и женским головным убором: кокошник, повязка, картуз. кокошник, повязка, картуз
Ноябрь «Роспись гжельской посуды» Использование русской народной культуры в рисовании. Ввести детей в богатый мир русских предметов и образов, различающихся разнообразием форм, красок, орнаментальных узоров. Вызвать живой эмоциональный отклик при выполнении работ. Развивать воспроизведение содержания русских узоров, их особенности. Готовая одноразовая бумажная посуда, кисточки, гуашь.
Декабрь «Декабрь-студень,ветрозим» Песня «А кто у нас белая». «Колядки. на Святках Способствовать восприятию народного ис кусства.
Декабрь «Наряд русской красавицы» Игра на русских народных инструментах.
Оркестр.
Игра «Лавочка» Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональному восприятию народного ис кусства. Учить игре на трещётках, деревянных ложках. Познакомить с русским женским костюмом. Трещётки,деревянные ложки. Кокошник, сарафан.
Декабрь «Мы танцуем» Элементы русской пляски «ковырялочка», «присядка» .
Игра «Плетень» Познакомить детей с танцевальным движением «ковырялочкой», «присядкой». Развивать интерес к танцу. Вызвать эмоциональное отношение к русским танцам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу.
Декабрь «Святки». Колядки. Изготовление. Козлика. Учить детей передавать характер колядок. Учить двигать куклу козлика за верёвочки. Альбомные листы, краски, цв. карандаши. Нитки.
Январь «Новый год» Новогодние песни. Русская пляска.. Пение новогодних песен. Закреплять элементы русской народной пляски. Воспитывать эмоциональную отзывчивость Ёлка.
Январь «Рождество» Христианские колядки. Ряжение. Игры. Познакомить детей с христианскими колядками. Закреплять правила игры «Лавочка» Способствовать эстетическому воспитанию детей. Одежда для ряжения. Лавочка.
Январь «Игры и песни» Песни «А кто у нас белая». «,Вот те гребень, вот те лён.» Приобщать детей к русской песне. Познакомить с песней «Вот те гребень». Воспитывать интерес к русской песне. Иллюстрации
Январь «Зимние приметы и пословицы» Русские народные пословицы и приметы зимы. Игра «Соседи». Познакомить детей с приметами и пословицам зимы. Воспитывать интерес к народному творчеству
Февраль «День Ефрема Сирина» Рисование домовёнка. Пение песни ««У нашей у Дуни» Познакомить детей с песней. Учить детей рисовать домовёнка. Развивать доброжелательность. Воспитывать творчество.
Альбомные листы,краски,кисти.
Февраль
«Русская плясовая»
Танцевальные движения «топотушки», ковырялочка», присядка».Инсцениров-ка песни «У нашей у Дуни»
Продолжать учить детей танцевальным движениям «ковырялочке», «присядке». Знакомить с «топотушками» Развивать интерес к танцу. Вызвать эмоциональное отношение к русским танцам. Воспитывать эмоциональное отношение к друг другу
Шапочки животных.
Февраль «Сретенье» Приметы и пословицы этого дня Познакомить детей с русской национальной культурой.
Земледельческий календарь.
Февраль «Коровий праздник» Рассказ о покровителе скота Власие. Масленица- весны племянница. Познакомить детей с Масленичным хороводом. «А мы масленицу дожидались» Земледельческий календарь.
Март «Масленица» Беседа о Масленице. Масленица- весны племянница. Закреплять движения масленичного хоровода. «А мы масленицу дожидались» Формировать интерес, эмоционально- положительное отношение к празднику. Иллюстрации. Земледельческий календарь.
Март «Весна» Приметы, заклички весны. Хоровод «Улица широкая» Повторение знакомых игр, песен. Приобщать детей к традициям русского народа. Формировать интерес к народному творчеству.
Март «Сороки» Песня «Жаворонушки», Игра «Родничок».Лепка жаворонков. Формировать интерес к русским песням, Учить детей приемам лепки жаворонков Воспитывать усидчивость. Тесто. Доски. Салфетки.
Март «Приметы марта» Приметы и пословицы о весне. Оркестр. Песня «Бай качи-качи», «Вот те гребень» Приобщать детей к эмоциональному исполнению песен Баранки,чай.
Апрель «Благовещение» Обряд-выпускать птиц на волю. Хоровод «Улица широкая» Игра на русских народных инструментах. Развивать умение играть на инструментах. Воспитывать у детей уважение к старинным обрядам. Трещётки. ,коробочка,ложки. Иллюстрации.
Апрель «Народное слово об апреле» Игры «Плетень», «Соседи». Ввести ребенка в мир русской народной культуры. Закреплять знания о русских играх.
Апрель «Федулов день» Приметы этого дня. Закличка «Божья коровка».Песня «Комарочек». Способствовать повышению интереса к приметам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Иллюстрации
Апрель «Хохлома»» Роспись деревянных ложек. Знакомство с предметами хохломской росписи. Способствовать повышению интереса к хохломе. Развивать у детей умение передавать узор. Воспитывать уважение к народному творчеству. Ложки деревянные, кисточки, краски.
Май «День Зосима-Пчельника»» Весенние приметы и пословицы. Песня «Пчёлочка златая», «Комарочек».
Учить выразительности при исполнении песни. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.
Май «Изготовление кокошников»» Знакомство детей с народными головными уборами. Рисование. Учить детей рисовать кокошники.. Развивать интерес к творчеству Воспитывать усидчивость. Заготовки кокошников. Кисти, краски
Май «Арина-Рассадница»» Посев семян цветов. Песни: «Пчёлочка златая». «Божья коровка» Дать детям общее представление о посеве семян. Вызвать желание участвовать в посеве. Семена цветов. Земля, горшочки.
Май «Роспись пасхальных яиц» Рисовании узоров на пасхальных яичках. Игры: «Лавочка», «Катание яичек». Закрепить у детей знания о традициях, культуре, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к народному творчеству Воспитывать уважение к истории и культуре русского народа. Яички, краски. Желобки для игры. Лавочка.
Литература:
1- «1,2,3,4,5 - я иду с тобой играть».
2- «Родничок» р. н. песни для дошкольников
3- «Русский фольклор» Москва «Художественная литература» 1985г.
4- «Малые жанры русского фольклора» Морокин. Москва. «Высшая школа»1986.
5- «Русский народ» Забылин. Москва. 1880.
6- «Погодой год припоминается» Русский народный земледельческий календарь.
Красноярское книжное издательство 1994 г.