МААМ-картинки

Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы»

Гойдина Елена Сергеевна
Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Поэтому воспитание звуковой культуры является одной из важнейших задач развития речи в детском саду.

Публикация «Опыта работы на тему „Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы“» размещена в разделах

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи по формированию звуковой культуры речив подготовительной группе :

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Формы работы с детьми :

-организованная образовательная деятельность

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий:

-совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-чистоговорки

-индивидуальная работа

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников? Это

-игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

-игровые упражнения

-инсценировки

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений.

Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок.

Пользуясь указанными методами, я применяю разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Приемы:

- образец педагога;

- объяснение;

- образное называние звука или звукосочетания

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

- оценка ответа или действия и исправление;

- образная физкультурная пауза.

- показ артикуляционных движений.

Процесс формирования у детей правильного звукопроизношения начинается с младшего дошкольного возраста. В работе с детьми подготовительной группы я использую игры, направленные на выработку четкой дикции, добиваюсь ясной, внятной речи не только на занятиях, но и во время режимных моментов, во время прогулок. Работу по формированию звуковой стороны речи осуществляю в двух формах : в форме обучения на занятиях и вне занятий. В ежедневные занятия по речевому развитию включаю работу с детьми по звуковой культуре речи, а так же один раз в месяц провожу комплексное занятие, посвященное звуковой культуре речи. Большую часть времени на занятии отвожу работе над произношением одного звука или группы родственных звуков подготовительной к школе группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех). Беру на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляю причину затруднения.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который показываю детям. На первоначальной ступени обучения, подкрепляла этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата.

При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендую использовать специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука.

Активным приемом, который я использую в своей работе, являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

В случае ошибочных ответов использую приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор я применяю не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

В процессе работы над звуковой культурой речи применяю наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Так же продолжаю формирование речевого слуха. Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Стараюсь детям дать понять значение терминов: «слово», «звук», «слог» (или часть слова, устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В подготовительной группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Дети составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступаю к звуковому анализу слова.

Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:

1.«Вспомним разные слова, поищем похожие слова» ( по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка).

2.«В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками».

3.«В слове есть части - слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?» Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м). Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи. Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Для работы над речевым дыханием использую некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос», а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.). Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Правильная постановка ударения трудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Необходимо показать ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз, в который нужно вставить недостающие слова.

При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываю подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, игра «Кот на крыше».

Целесообразно проводить тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо».

Для формирования выразительности чтения и пересказа я использую разнообразные приемы. Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.

Ежедневно планирую индивидуальную работу по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы на занятиях, прогулках, во время режимных моментов. Она включает в себя игры, игровые упражнения, дыхательные гимнастики, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, рассказы. Совместно с логопедом провожу индивидуальную работу с детьми, посещающими группу комбинированной направленности.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возврата Слайд №1 Тема: «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возврата» Слайд №2 Введение: Звуковая культура речи является составной.

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе» Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

«Звук [а]». Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3–4 лет с ОВЗ Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А". Задачи: Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение.

Из опыта работы «Формирование словарного запаса у детей с речевыми нарушениями посредством физической культуры» Проблема формирования словарного запаса у детей с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, остается актуальной. Поэтому комплексный подход.

Конспект логопедической НОД в старшей логопедической группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» Конспект логопедической НОД в старшей группе на тему «Формирование звуковой культуры речи» (лексическая тема «Домашние животные») Цель:.

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи У Детей раннего дошкольного возраста на тему: «Осенняя прогулка». Цель. Закрепление произношения звука (а, правильного воспроизведения звукоподражаний, слов и несложных фраз. Задачи. Закреплять представления.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ». (из опыта работы) Слайд 2; 3. Ребёнок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательной, коммуникативно - личностой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы»
Опубликовано: 30 декабря 2016 в 08:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы»» (включая файлы) размещена пользователем Гойдина Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД