Елена Краузе
Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Семинар практикум для педагогов
Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»
Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Как отмечает С. В. Никольская, «в настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая са-мооценка, амбициозность, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмо-циональных переживаниях. В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректиро-вать.»
Слайд 2
Образовательная область «Физическое развитие»
В соответствии с ФГОС ДО Физическое развитие включает приобретение опыта в сле-дующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основ-ных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование на-чальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с пра-вилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетво-рение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребнка, состояние его здоровья.
Слайд 3
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а так-же выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Слайд 4
Формы двигательной деятельности : •
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
• прогулка с включением подвижных игр (ежедневно);
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
• зрительная, дыхательная гимнастика;
• физкультминутка;
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным дорожкам;
• спортивные досуги, развлечения
Слайд 5
Приоритеты форм двигательной активности
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровитель-ным мероприятиям: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физиче-ской культуре.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).
Слайд 6
Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоцио-нального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики
Слайд 7
Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
• дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, бо-лее сложными движениями;
• совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путм, применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
• развитие двигательных качеств : ловкости, быстроты, выносливости;
• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.
Слайд 8
Физкультурные минутки
Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статическо-го напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в фор-ме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.
Слайд 9
Совместная деятельность по физической культуре
В дошкольных учреждениях основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выпол-няет ряд задач по физическому воспитанию:
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
• удовлетворять естественную потребность в движении;
• формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
• давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверст-никам и учиться у них;
• создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
• вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Слайд 10
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети за-крепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность е зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Слайд 11
Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму про-снуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности
Слайд 12
Индивидуальная работа с детьми по оптимизации двигательной активности
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двига-тельном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добива-ясь успеха при обучении двигательным действиям, мы должны не только предлагать ре-бенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вы-звать интерес к задаче.
Слайд 13
Работа с родителями
Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, вовлекает их в единое образовательное пространство. Для этого исполь-зуются разнообразные формы:
• организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу);
• дни открытых дверей для родителей;
• совместное творчество детей и родителей;
• создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории;
• тематические родительские собрания.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обо-гащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед воспитате-лем детского сада в плане физвоспитания. Специально созданные условия (материальная база – помещение, образование, педагогическая работа : умение организовать двигатель-ную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими уп-ражнениями и тому подобное, воспитатель должен воспитать в них потребность в куль-турном движении).
Слайд 14
Нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
• непрерывность (с утра до вечера);
• добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
• доступность упражнений;
• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельно-стью.
Все это формирует физическую культуру детей
Слайд 14
Главный принцип современного педагога : «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью».