Папки-передвижки

Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие».

Татьяна Федосова
Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие».
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад :

«Детский музыкальный опыт и его своеобразие».

Подготовила: музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь

Федосова Татьяна Анатольевна.

Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и привлекательна для ребенка-дошкольника. А какая именно музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения? Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка : А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха. Почему именно европейская музыка XVII—XVIII вв. оказывает развивающее влияние на растущий в утробе матери организм? Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и поэтому на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается.

Публикация «Доклад: „Детский музыкальный опыт и его своеобразие“,» размещена в разделах

Детям 1960-х гг. рождения нравились русские народные песни и эстрадный репертуар того времени: «Черный кот», «Ландыши», «Надежда», песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.

Для детей 1970 —80-х гг. рождения был привлекательным и интересным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Филиппенко, В. Шаинского, Г. Гладкова. Многие из песен были знакомы детям по любимым мультфильмам и радиопередачам. Помимо детских песен, дошкольникам нравились и эстрадные песни, такие, как: «Малиновка», «Синий иней», «Поворот».

Для детей, родившихся в 1980-е гг., любимыми стали взрослые хиты: «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Ласковый май»). Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания». К числу интересных музыкальных произведений можно отнести и музыкальные сказки, часто звучавшие по радио. Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, патриотические песни из кинофильмов про гражданскую и отечественную войну («Там вдали, за рекой», «О Щорсе», «Дан приказ ему на запад.», «Смуглянка», «Погоня», «Катюша», «День победы»). Классическая музыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они в большинстве своем слушали пьесы отечественных и зарубежных композиторов в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведения, их авторов.

А вот дети 1990-х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли: «Есаул», «Морячка», «Ксюша», «Леха». Песни из репертуара А. Пугачевой, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, М. Распутиной и др. были безумно популярны. Привлекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфильмов: «Русалочка», «Король Лев», «Синбад-мореход», «Чип и Дейл спешат на помощь». В это время (1990г.) практически уходит из музыкального опыта ребенка детская песня. Привычный и доступный детский песенный репертуар сменился набором маловыразительных, неярких мелодий, новые песни, в отличие от прежних, не стали привлекать ребенка. Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне, часто звучавших в эфире в дни празднования 50-летия Победы. Это лишний раз подтверждает факт влияния средств массовой информации на музыкальные интересы и предпочтения дошкольников. Дошкольники, рожденные в конце XX в. — начале XXI в., предпочитают песни эстрадных групп: «Глюкоза», «Премьер-министр», «Любэ», и др. Детей по-прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии. И, конечно же, песни новых исполнителей.

Сегодня исследования ученых говорят о том, что изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику. Из предпочитаемых детьми классических произведений им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П. Чайковского, Д. Кабалевского.

В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так : «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».

В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой». Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т. д. Дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о различных музыкальных инструментах, с помощью которых «получается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей — пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон. Менее знакомы детям балалайка и баян. Дошкольники также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной. Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на одном или нескольких инструментах.

Примечательно, что на портретах дети почти безошибочно узнают П. И. Чайковского. Остальных композиторов они либо не узнают, либо путают с писателями, поэтами, иногда художниками. Рассматривая портреты, современный ребенок обращает внимание главным образом на внешний вид композитора. Так, портрет Бетховена, например, часто сопровождается такими вопросами и комментариями: «А почему он не причесан?» или «Этот человек с растрепанными волосами, видно, не успел причесаться». Часть дошкольников не могут соотнести знакомое им музыкальное произведение с его названием и фамилией композитора, т. е. эту информацию они не запоминают. Дети могут сориентироваться только в тех произведениях, которые недавно слушали на музыкальных занятиях. Хорошо известно, что произведения, которые дети слушают на музыкальных занятиях не звучат в другой обстановке. И поэтому ребенок не задерживает их в памяти, а значит, они не отражаются в опыте ребенка. Исправить эту ситуацию можно, а именно – в своей работе нужно планировать совместную работу педагогического коллектива и родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Детям знакомы некоторые жанры музыки, они могут отличить марш от вальса, песни, но само слово «жанр» они еще не воспринимают. У дошкольников хорошо сформированы представления о балете, большинство из них может ответить, что: «это когда танцуют», «это танцы под музыку, там есть сюжет», «история, которую не рассказывают, а показывают, там все герои танцуют». В отличие от балета дети ничего не могут сказать об опере. Представления о хоровой музыке также не сформированы и в музыкальном опыте детей представлены крайне слабо. Наиболее любимым детьми музыкальным жанром является ПЕСНЯ. Дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой. Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что: у них существует потребность выражения своего эмоционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это средство привлечь к себе внимание окружающих.

Временной промежуток занятия ограничен. И, казалось бы, как успеть за 15-20 минут погрузить ребенка во все виды музыкальной деятельности и соблюсти при этом структуру музыкального занятия. Я расскажу Вам, как мне удается совместить вводную часть музыкального занятия и упражнения на дыхание. Эту идею, я усмотрела у Э. Ж. - Далькроза, (швейцарского композитора и педагога, которого его современники называли «Пророком ритма»)

Так, вот, во время вводной части музыкального занятия, когда мы учим детей двигаться, в соответствии с характером музыки (например, маршировать) – предложите, им представить себя ежатами, и спеть песенку, выдыхая на беззвучные согласные (одновременно маршируя). Для начала, это может быть одна буква «Ф». Через пару занятий, усложните, и предложите детям петь песенку ежат на буквы «С» и «Х» (одновременно маршируя). Также можно предложить детям представить себя пчелами, которые летают над полями и жужжат: в этом случае это могут быть буквы «Ж» и «З». В данной ситуации меняется и музыка и ее темп. В результате мы учим ребенка менять движение в соответствии с характером музыки, и тренируем его дыхательную систему. Таким образом, мы решаем две задачи в музыкальном развитии ребенка. Очень нравится детям дыхательное упражнение, когда при выдохе им предлагается кричать на звук «А». В это время руки ребенка должны быть на животе, т. е. они должны контролировать вдох – живот надулся, выдох – живот медленно сдувается. Приведу еще несколько примеров упражнений на дыхание: предложить ребенку изобразить будто: животик скачет как мячик; дуем на горячий суп; сдуваем пыль; сдуваем пенку с молока; задуваем свечу. Упражнения на дыхание можно использовать и при слушании музыки.

Слушание музыки также можно совместить с упражнениями на дыхание и двигательным выражением музыки. Фантазируйте, вместе с детьми… воплощайте свои истории в разных видах деятельности. Как показывает практика, практически все дети хотят, чтобы в группе звучала музыка, чтобы приходить с утра в группу и слышать музыку, играть в разные игры или рисовать под музыкальное сопровождение. Вот некоторые из ответов дошкольников: «Буду петь, и играть в конструктор», «С музыкой веселее и интереснее играть», «Под музыку рисовать как-то приятнее» и т. п. Музыку слышит ребенок и дома, причем в большей степени, чем в детском саду. Ребенок сам или с помощью родителей включает магнитофон, часто имеет собственную фонотеку. Вместе с родителями дети смотрят музыкальные передачи по телевизору — концерты, хит-парады, музыкальные клипы, но также и детские передачи. Интересно, что музыкальными дошкольники считают практически все детские программы, так как в них «звучит музыка». Ребенок с удовольствием подбирает музыку к мобильным телефонам родственников, имеет дома много музыкальных игрушек, любит двигаться под музыку.

Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной деятельности: слушать музыку, или рисовать и петь, или петь и танцевать, петь и играть на детском музыкальном инструменте, танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне. Как правило, слушая музыку, дошкольники адекватно воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении. Чаще всего ребенок находится под влиянием музыки в течение нескольких минут после ее прослушивания. А любимые произведения могут напеваться в течение длительного периода. Есть дети, которые забывают о музыке сразу после ее окончания, переключаясь на другую деятельность, не переводя музыкальные образы в образы игровые. Встречи ребенка с музыкой позволяют ему по-разному использовать ее в жизни: для праздника, приема гостей. В детском саду ему хочется слушать песни детского репертуара, классическую музыку. А вот дома хотелось бы, чтоб звучали по радио современные песни и музыкальные сказки.

Для занятий спортом ребенок предлагает использовать музыку в стиле диско : «Музыка должна быть бодрой», «Чтобы под нее можно было прыгать, бегать, приседать, делать наклоны.».

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО - музыка и детская музыкальная деятельность выступает в качестве средства и условия вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

Наверное все, замечали, что мальчики, когда читают стихи на праздниках стоят – руки держат на поясе, а девочки держаться за платье. Для чего это делается? Для того, чтобы, например – мальчики не подымали свои брюки до пояса, а девочки не крутили свои банты. И тогда встает вопрос, что нужно сделать, чтобы дети овладели своим телом, научились выражать и контролировать себя и свои чувства? Первым шагом на пути к решению поставленного вопроса выступает необходимость сформировать у ребенка способность ощущать себя и свое тело. Эта цель реализуется в процессе музыкально-игровых ситуаций. Например: игровая ситуация «Куклы и кукловоды».

Следующим шагом на пути к решению поставленного вопроса – выступает обыгрывание с детьми сказочек - шумелочек. Сказочки - шумелки направлены на накопление ребенком опыта выразительных движений всего тела. В сказочках-шумелках, мы разделяем детей на персонажей – передающих сказочный образ мимикой и пантомимикой, и на оркестр, который озвучивает сказку с помощью шумовых и музыкальных инструментов. Например: сказка «Заяц в лесу». Прежде чем дети начнут самостоятельно озвучивать сказку они слушают и обсуждают ее; говорят о музыкальных инструментах, которые могли бы озвучить сказку; потом одна часть детей озвучивает сказку, а другая выражает ее образ в мимике и пантомимике, педагог рассказывает сказку. В заключении подводиться итог об эмоциях, которые встретились в сказке.

Кроме сказочек - шумелок, можно использовать прием, который называется «Походка и настроение». «Покапаем, как мелкий дождик. А теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как орел. Попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который только учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как растерянный человек. Побежим навстречу к маме и обнимем ее».

Заключительный этап предполагает формирование опыта создания детьми своих музыкально-двигательных проектов. На этом этапе предлагается сочинить коллективный рассказ о музыке и выразить его в двигательной форме. Каким образом строится этот процесс с детьми. Дети, сидя на стульях, фантазируют и сочиняют коллективный рассказ об услышанной музыке. После этого все их фантазии с помощью взрослого объединяются в одно целое, обсуждаются, отбираются персонажи и действующие лица и только после этого дети воплощают придуманный рассказ в двигательной форме. Как показывает практика, сюжет рассказа следует задавать взрослому, т. к. поначалу детям трудно самим начинать коллективный рассказ о музыке и затем с поочередным продолжением детьми получившейся истории. Или возможен, другой вариант события. Подбираем стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения. Например, на музыку Э. Грига «Утро»

Для того чтобы научить ребенка выражать и контролировать себя и свои чувства надо использовать такие средства: музыкально- игровые ситуации, которые развивают в детях умение различать напряжение и расслабление мышц, и формирую способность ощущать свою позу и направления движения; сказочки- шумелки, направленные на накопление ребенком опыта выразительных движений всего тела; и сочинение коллективных рассказов о музыке, формирующие опыт создания музыкально-двигательных проектов.

Публикации по теме:

Видеоотчёт «Детский сад, детский сад… Почему так говорят?» Детский сад, детский сад. Почему так говорят?Дорогие коллеги, а знаете ли вы ответ на данный вопрос? Однажды мне посчастливилось участвовать.

«Своеобразие методов семейного воспитания». Консультация для родителей Своеобразие методов семейного воспитания. Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним.

Доклад из опыта работы на РМО «Создание единого образовательного пространства Детский сад — семья» Семья и детский сад – два важных института социализации детей, и их взаимодействие одинаково важно для всестороннего развития личности ребёнка.

Доклад «Психогимнастика» Доклад : «Психогимнастика как средство создания положительного эмоционального настроя на занятии и в повседневной жизни.» Эмоции играют.

Доклад «Сотрудничество ДОО с учреждениями общего и дополнительного образования: опыт и перспективы» Как и любое учреждение, мы не можем успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с другими учреждениями и организациями.

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы.

Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности Введение. «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Своеобразие психологического мира дошкольника. Возрастные особенности детей 3–7 лет Психологический мир ребенка очень сложен и в каждом возрасте имеет свои особенности. Развитие чувств У детей эмоции возникают гораздо быстрее,.

«Здравствуй, детский сад!» Праздник для детей 2–3 лет и их родителей, впервые пришедших в детский сад МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Тема: «Здравствуй, детский сад!» (для детей 2-3 лет и их родителей, впервые пришедших в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие».
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 17:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад: «Детский музыкальный опыт и его своеобразие».» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД