Рымарь Анна Сергеевна
«Звук [Ж], буква Ж». Логопедическое занятие для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук [Ж], буква Ж»
Тема урока : Звук [Ж], буква Ж
Цель урока : закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж].
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж];
- учить выделять звук из слов, давать ему характеристику;
- учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой;
- формировать умение следовать устным инструкциям;
Развивающие:
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
- развивать познавательный интерес учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- расширять коммуникативные способности детей.
Оборудование: картинка жука, карточки с изображением жука, презентация.
Ход урока
1. Приветствие. -Доброе утро, ребята. Меня зовут Анна Сергеевна, я сегодня проведу ваш урок.
Давайте возьмем с вами зеркала и разомнем наши язычки.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз
«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Грибок»
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
- Молодцы! Убираем ваши зеркала и продолжаем заниматься.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня мы будем продолжать знакомиться с буквой, но чтобы узнать, с какой, давайте отгадаем загадку:
Эта буква широка и похожа на жука. Да при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук.
- Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?
Слайд 7
- Давайте вместе произнесем звук Ж.
- Что делают губы, когда произносим звук Ж? Когда произносим звук [Ж] губы округлены
- Что делает язык? язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх
- Что делает горлышко? горлышко дрожит
Слайд 8
- А теперь давайте дадим характеристику звуку Ж. Какой это звук (согласный, звонкий, всегда твердый)
Игра «Поймай звук»
- Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы будьте внимательны, когда услышите звук Ж, хлопайте в ладоши.
Слова: пиджак, каша, кинжал, коза, повозка, флажок, жаба, свет, мишка, кружка.
Слайд 9
- Давайте откроем ваши тетради, напишем число, классная работа и запишем заглавную и строчную буквы Ж
Слайд 10 Прочитаем слоги:
ЖА-ЖУ-ЖО-ЖЭ ЖИ-ЖЕ-ЖЁ-ЖЮ
Слайд 11 Давайте с вами прочитаем чистоговорки
ЖА-ЖА-ЖА нет ножа
ЖИ-ЖИ-ЖИ острые ножи
ЖУ-ЖУ-ЖУ в синих туфельках хожу
ЖУ-ЖУ-ЖУ в саду грушу посажу
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ я живу на пятом этаже
ЖИ-ЖИ-ЖИ точит дедушка ножи
ЖУ-ЖУ-ЖУ на коньках скольжу
ЖУ-ЖУ-ЖУ гладиолус посажу
Слайд 12
Слайд 13 Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Жаба)
Запишите это слово в тетраде.
Составьте транскрипцию, схему этого слова. Сколько букв в этом слове? Сколько слогов в слоге жаба? На какую букву падает ударение?
Слайд 14 Найдите картинки в словах которых встречается звук Ж
Слайд 15 Подведение итогов
1. Повторите, с каким звуком сегодня мы занимались?
2. Какой это звук: гласный или согласный? 3. Запомните, ЗВУК Ж- ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ!