Ольга Медведева
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме:
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора»
Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.
Публикация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявлены проблемы в развитии речи :
- неговорящие дети;
- несоответствие развития связной речи у детей по возрасту;
- бедный словарный запас;
- нарушения звуковой стороны речи;
- несформированность лексико-грамматического строя речи;
- нарушения слоговой структуры слова.
Речь ребенка скудна, бедна, маленький словарный запас. Одной из причин является несвоевременное обращение родителей к узким специалистам. Патологические последствия послеродовых и родовых травм, также влияют на развитие речи ребенка. В сельской местности, к сожалению, родители мало придают значения этому фактору.
Занятость родителей не даёт возможности уделять больше времени своему ребёнку, вследствие чего, ребенок проводит все больше времени за компьютером, у телевизора, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы.
В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько распространенных потешек: «Сорока-белобока», «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Именно ранний возраст обладает особой восприимчивостью, у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, развивается речь.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой
материал, который я использую в развитие речи детей раннего возраста. Песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры. Устное народное творчество представляет собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста.
Цель: Развить и обогатить устную речь детей раннего возраста. Задачи:
1. Ознакомление детей с малыми формами фольклора;
2. Формирование разговорной и связной речи у детей с использованием малых форм фольклора;
3. Расширение словарного запаса у детей;
4. Воспитание звуковой культуры речи у детей;
5. Создание условий для развития речи детей;
6. Взаимодействие с родителями;
Данная тема, цели и задачи, поставленные мной, хорошо интегрируются со всеми направлениями образовательного стандарта:
Использование фольклорных произведений на занятиях; (чтение сказок, рассматривание иллюстраций, заучивание, проговаривание потешек, пестушек, прибауток, разгадывание загадок, пение песен, использование фольклора на физминутках). Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Малыши с удовольствием слушают сказки, «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», быстро запоминают такие образы, как «петушок- золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки». Повторение песенок героев народных сказок, их имен закрепляет образные слова в сознании детей, дети начинают использовать их в своей речи, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.
Использование ярких, оригинальных, доступных по содержанию закличек, потешек, дразнилок - легко запоминаются и широко используются детьми в играх: (дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки);
Ценность игр состоит в том, что речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи, развитие мелкой и крупной моторики. Запоминая слова потешек, приговорок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, тем самым они оказывают помощь в физическом воспитании.
В играх- инсценировках использую потешки, короткие сказки. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, прыгает зайчик, осторожно ходит котик.
В свободное время большое внимание уделяю чтению русских народных сказок, рассматриванию иллюстраций к ним, что является полезным для развития речи детей. Использую пальчиковый театр, повторяем с детьми знакомые потешки, прибаутки, песенки. Дети используют ранее изученные песенки, потешки в игре (убаюкивание кукол, игрушек; лепка травки для коровушки; строительство заборчика для козлят).
Малые формы фольклора использую при формировании навыков самообслуживания, читая потешку, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для детей, поощряю их стремление к самостоятельности. (Наша Катя маленька…, «Тетка Агашка надень мне рубашку, надо нарядиться, едем прокатиться» «Маша варежку надела»
Потешки помогают в формировании культурно-гигиенических навыков. Обучая мыть руки, показала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания потешками как:
Водичка, водичка,
Умой, мое личико.
Чистая водичка,
Моет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
Аи, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышами). «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.»
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать ощущение домашнего тепла и уюта, убаюкивая ласковой колыбельной песенкой или потешкой. «Баю-баюшки», «Люли-люли, люли…»,»Ночь пришла, темноту привела.»
Использую потешки для подъема детей после сна, поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение пестушкой. «На кисоньку потягушечки, На деточку порастушечки», «Мы проснулись, мы проснулись, сладко, сладко потянулись. Маме с папой улыбнулись»
Потешка помогает и во время кормления.
Это - ложка, это- чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Ласковой потешкой стараюсь успокоить тех, кто плачет или шумит;
«АХ, кокля-мокля, глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, того коза будет бодать»
Убирая игрушки:
А, теперь за дело дружно. Убирать игрушки нужно,
Убирать а не ломать,
Завтра будем вновь играть. Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков.
Для выполнения поставленных задач, выстроила работу с родителями: Создала условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме. Ознакомила о значимости и ценности использования фольклора в развитии речи и его воспитательной роли в жизни детей; подготовила и провела: собрание «Фольклор в жизни малышей», консультации «Значение книги в жизни малышей», «Колыбельные песенки для детей».
В группе создана соответствующая возрастным особенностям детей предметно-развивающая среда, которая способствует развитию познавательной и речевой активности, эмоциональному благополучию. Дети ясельной группы лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Использую в работе настолько - печатные игры («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка», книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке размещены книжки - раскладушки, книжки - малышки, предметные и сюжетные картинки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, сказок, прибауток по мотивам фольклорных произведений. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, закличками. Всё это привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Имеются настольный, пальчиковый театры, театры на фланелеграфе: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». В результате использования в работе театрализации замечены изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, малыши стали использовать произведения фольклора в устной речи, сюжетно-ролевых играх, в режимных моментах. В интерьере нашей группы есть игрушки из ткани, самодельные куклы, сшитые родителями. Имеется «Уголок ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек).
Многолетним трудом сотрудниками детского сада, родителями, в нашем детском саду создан этнографический музей «Русская изба», оснащенный: печью, старинной мебелью, посудой, орудиями труда. Имеется посуда, украшенная росписью: «Хохломская роспись», «Гжель», «Жёстово». Украшением избы являются матрёшки, дымковские игрушки.
В русской избе особая атмосфера, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя героем русской народной сказки, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами.
В результате приобщения малышей к фольклору, на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.