Юлия
Психолого-педагогические основы приобщения воспитанников к театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель любой образовательной системы – формирование творчески активной и независимой личности. Творчество должно развиваться и воспитываться, чтобы со временем стать жизненно важным объектом растущего человека, который позволяет видеть новое в знакомом и близком человеке и не бояться столкнуться с новым и неизвестным.
В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, воспитаннику необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Публикация «Психолого-педагогические основы приобщения воспитанников к театрализованной деятельности» размещена в разделах
Театр для детей – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Театральная деятельность имеет положительное влияние на развитие личности подростка и его нравственных ценностных ориентаций. Театр является яркой, эмоционально-насыщенной средой, в которой весь процесс построения спектакля влияет на развитие ума, характера и воли, на формирование ценностных ориентаций, мировоззрения подростка, во многом определяет его систему убеждений, обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности детей, подчеркивая индивидуальность каждого. Театр – искусство коллективное. В процессе репетиций участники понимают, что только благодаря сотворчеству всего коллектива может получиться гармоничный целостный результат. На этом этапе работы происходит процесс персонализации и самореализации, приходит осознание подростком своих способностей и своего места в общем деле, проявляется умение доводить работу до конца, приходит осознание ценности любого вида труда, ценности труда другого человека.
Одним из основополагающих направлений театральной деятельности воспитанников является формирование культуры общения, которая охватывает как нравственно-психологические основы общения, так и его социальные регуляторы. Педагогическая задача здесь заключается в том, чтобы способствовать воспитанию в детях понимания отношений в системах «человек - общество», «человек - человек». Поэтому необходимо создавать театральный коллектив для подростков, который бы являлся средством их творческого развития. При этом следует делать упор на личность, индивидуальность каждого участника, учитывать его психологические и возрастные особенности, а также место каждой личности в творческом коллективе.
Для того, чтобы использовать какое-либо искусство в воспитании детей, важно знать его особенности. Именно тогда оно повлечёт за собой больший вклад в развитие, в нашем случае, творческих способностей подростков.
Театр объединяет несколько искусств:
1) литературу (драматическое произведение является основой спектакля);
2) искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку. Именно такое сочетание различных форм искусства может воздействовать на сознание и чувства человека, а в особенности ребёнка, подростка.
В процессе формирования и развития творческих способностей воспитанников необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность всей работы:
- психологически и педагогически целесообразная система отбора детей в театральную постановку;
- творческое использование передовых педагогических технологий в процессе развивающих занятий, репетиций и т. п. ;
- гармоническая подготовка к творческой деятельности предполагает ориентацию на определенную систему качеств ребенка, которые формируются и развиваются последовательно и поэтапно ( этапы: исследовательский, конструктивный, исполнительский, корректирующий);
- четкая психологическая и педагогическая целесообразная программа занятий, обеспечивающая взаимосвязь теоретических знаний, практических умений и основ актерского мастерства;
- творческое использование тренинга актерской техники, учитывающего особенности возраста;
- обязательное завершение определенного цикла занятий и доброжелательная оценка творческих достижений.
Рассмотрим более подробно предпочтения детей к различным жанрам.
Детей в 11-12 лет особенно привлекают произведения героико-приключенческого характера, пьесы и спектакли историко-героической тематики.
В 13-15 повышается интерес к исторической и историко-революционной пьесе, к спектаклям героико-романтического и трагедийного плана. В таких произведениях старшим подросткам нравится смотреть за величием духа, сотворением какого-либо подвига ради высокой цели.
Старших подростков увлекает наблюдать за героико-романтическим сюжетом, а также сатирические и философские сюжеты тоже являются одними из полюбившимися им направлений.
Широко используется театральная деятельность в психологии.
Драматерапия - одно из направлений арт-терапии (иногда называют театротерапией). Это использование творческого процесса для раскрытия потенциала его участников, высвобождения эмоций, образного выражения мыслей и состояний играющего. В отличие от психодрамы, она больше направлена не на социальную и поведенческую коррекцию, а на высвобождение слабо осознаваемых или неподконтрольных состояний. Драматерапия бывает куда менее структурирована, чем психодрама, и может больше напоминать театр, чем психодрама.
Драматерапию активно используют:
• Межличностные и внутриличностные проблемы,
• Семейная и детско-родительская терапия,
• Развитие креативности в определённой профессии,
• Пограничные расстройства,
• Психосоматика.
Чем полезна театротерапия?
- развивает и корригирует эмоциональную сферу детей;
- развивает четкие представления ребенка о самом себе и своих возможностях, умение адекватно оценивать свои достижения, качества и свойства;
- формирует у детей позитивное отношение к себе и другим;
- расширяет и обогащает навыки общения с окружающими;
- развивает у ребенка произвольные психические функции;
- формирует мотивационно-потребностную сферу.
Одна из задач как психологов - помочь ребенку наладить контакт с самим собой, а значит, позволить себе чувствовать, реагировать на жизненные события, стать более настоящим.
Почему метод театральной терапии используется в работе с детьми? Ответ очень прост состояние здоровья наших детей вызывает огромную тревогу у психологов, физиологов, педагогов. Наши дети подвержены огромному влиянию эмоционального напряжения, возникающего в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. Именно внутренние конфликты играют основную роль в возникновении неврозов и психологических заболеваний
Театр позволяет одновременно сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым. Воздействие театрального искусства на детей обусловлено особенностями человеческой психики, способной выражать все формы эмоционального состояния, воплощены ли они в движениях, жестах, мимике, интонациях, речи самого человека или же в звуках, красках, линиях, композициях и т. д.
Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь не для того, чтобы контролировать его, а для того, чтобы быть с ним, жить совместной жизнью.
Использование театрализованной деятельности, как средства коррекции и развития детей пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе. пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
В последнее время все чаще наблюдается тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач.
В процессе моей работы, были определены и сформулированы основные условия формирования и развития творческих способностей детей. Анализ литературы показал, что особенности подросткового возраста оказывают исключительно важное влияние на формирование и развитие как общих, так и специальных творческих (театральных) способностей участников, поэтому их учет необходим и обязателен в работе педагога. Используя театрализацию, я не пишу сценария- его вообще нет. Полный экспромт! Дети выбирают себе героя- и начинается игра, а я вношу необходимую развивающую направленность, используя своего героя, подстраиваясь под конкретного ребенка.
Так же в психологической практике используется метод драмматической психоэлевации (кукольного тетра, куклотерапии) с целью разрешения разнообразных психологических проблем детей и подростков.
Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального психосостояния, снижает уровень невратизации, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка, помогает проявить свою индивидуальность, приобретает навыки : общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, коллективного творчества. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.