МААМ-картинки

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте

Ольга Лукина
Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

«Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрастном периоде закладывается основы здорового образа жизни.

Понятие здоровый образ жизни достаточно широкое. Оно включает в себя множество взаимосвязанных компонентов, которые в комплексе способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное. В его структуру входят соматические, психические, физические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей дошкольного возраста являются физическое, психическое, и сенсорное развитие.

Публикация «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребёнка. Процессы физического развития ребёнка - дошкольника включает в себя, прежде всего, моторное развитие, которому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении в школе. Определяется физическое развитие уровнем сформированности двигательных и моторных навыков, показателями высокой выносливости и работоспособности ребёнка. На динамику физического развития оказывают влияние наследственность, социально-бытовые условия, организация физического воспитания, наличие двигательного опыта, состояние здоровья, типологические особенности.

Основным средством психического развития ребёнка является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития - развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Психическое развитие ребёнка процесс двусторонний. С одной стороны, медленно накапливаются микроскопические изменения в личности ребёнка, с другой - происходит скачек перехода количества в качество, в результате резко изменяется поведение ребёнка в социуме. Такой процесс определяется как кризис возраста. Возрастные кризисы являются закономерными и необходимыми этапами развития ребёнка. Характер возрастных кризисов разрешаются путём установления новых взаимоотношений ребёнка с окружающими, формированием новых видов деятельности и знаменует переход на следующую возрастную ступень психического развития.

Главным источником психического развития ребёнка является общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в речевом развитии ребёнка и в познании им окружающего мира. Для успешного речевого развития существенное влияние оказывает правильно организованное предметно - развивающее пространство с использованием оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психологического благополучия ребёнка и его развития. Оно должно соответствовать возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам, и выполнять образовательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.

Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о влияниях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации. Поэтому в сенсорном развитии детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления - дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребёнка.

Необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия чаще всего решение проблемы, связанной с формированием здорового образа жизни начинается с начальной ступени общего образования. Очевидным же является то, что воспитательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, должен начинаться в условиях детского сада. Это обусловлено тем, что дошкольный возрастявляется сенситивный периодом в жизни ребёнка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний

Сформированная потребностей- мотивационная сфера здорового образа жизни в дошкольном детстве способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе.

Таким образом, можно констатировать, что педагогические аспекты становление здорового образа жизни, несомненно, лежат в поле профессиональных интересов и компетентности педагога и обусловлены, прежде всего, дифференцированным и индивидуальным подходами, которые обеспечивают развивающую и здоровьесберегающую среду, и являются необходимым условием для успешного воспитания и обучения детей.

Публикации по теме:

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте
Опубликовано: 25 мая 2021 в 21:36
+117Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД