Ольга Лукина
Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте»
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрастном периоде закладывается основы здорового образа жизни.
Понятие здоровый образ жизни достаточно широкое. Оно включает в себя множество взаимосвязанных компонентов, которые в комплексе способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное. В его структуру входят соматические, психические, физические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей дошкольного возраста являются физическое, психическое, и сенсорное развитие.
Публикация «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребёнка. Процессы физического развития ребёнка - дошкольника включает в себя, прежде всего, моторное развитие, которому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении в школе. Определяется физическое развитие уровнем сформированности двигательных и моторных навыков, показателями высокой выносливости и работоспособности ребёнка. На динамику физического развития оказывают влияние наследственность, социально-бытовые условия, организация физического воспитания, наличие двигательного опыта, состояние здоровья, типологические особенности.
Основным средством психического развития ребёнка является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития - развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.
Психическое развитие ребёнка процесс двусторонний. С одной стороны, медленно накапливаются микроскопические изменения в личности ребёнка, с другой - происходит скачек перехода количества в качество, в результате резко изменяется поведение ребёнка в социуме. Такой процесс определяется как кризис возраста. Возрастные кризисы являются закономерными и необходимыми этапами развития ребёнка. Характер возрастных кризисов разрешаются путём установления новых взаимоотношений ребёнка с окружающими, формированием новых видов деятельности и знаменует переход на следующую возрастную ступень психического развития.
Главным источником психического развития ребёнка является общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в речевом развитии ребёнка и в познании им окружающего мира. Для успешного речевого развития существенное влияние оказывает правильно организованное предметно - развивающее пространство с использованием оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психологического благополучия ребёнка и его развития. Оно должно соответствовать возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам, и выполнять образовательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.
Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о влияниях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации. Поэтому в сенсорном развитии детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления - дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.
Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребёнка.
Необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия чаще всего решение проблемы, связанной с формированием здорового образа жизни начинается с начальной ступени общего образования. Очевидным же является то, что воспитательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, должен начинаться в условиях детского сада. Это обусловлено тем, что дошкольный возрастявляется сенситивный периодом в жизни ребёнка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний
Сформированная потребностей- мотивационная сфера здорового образа жизни в дошкольном детстве способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе.
Таким образом, можно констатировать, что педагогические аспекты становление здорового образа жизни, несомненно, лежат в поле профессиональных интересов и компетентности педагога и обусловлены, прежде всего, дифференцированным и индивидуальным подходами, которые обеспечивают развивающую и здоровьесберегающую среду, и являются необходимым условием для успешного воспитания и обучения детей.