Лидия Шищенко
Проект «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей
В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом. Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Публикация «Проект „Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Поэтому у нас возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цели и задачи проекта
Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
-Разработать перспективные планы по театрализованной деятельности.
-Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
-Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
-Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
-Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
-Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Формы и методы работы
•
• Чтение и совместный анализ сказок
• Проигрывание отрывков сказок
• Прослушивание сказок, стихотворений
• Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
• Режиссерская игра
• Словесные, настольные и подвижные игры
• Этюды и упражнения
• Хороводные игры, музыкотерапия
• Дыхательная и артикуляционная гимнастика
• Пальчиковые игры с проговариванием
• Разучивание чистоговорок
Этапы реализации проекта :
I этап (подготовительный)
- Выявить уровень развития связной речи детей.
- Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
- Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов
- Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.
II этап (основной)
-Пополнить развивающую среду
-Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
-Познакомить детей с искусством театра и его видами
-Развивать артикуляционную и мелкую моторику
-Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
III этап (заключительный)
-Выпустить альбом «Мы играем в театр.»
-Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей
-Обобщить опыт работы на педсовете.
Прогноз
-Развитие речи дошкольников : совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
-Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
-Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
-Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
Реализация проекта
Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, кассеты, диски. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице.
Содержание деятельности детей
- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
-Артикуляционная гимнастика «Ниточка за иголочкой»», «Трубочка», «Лошадка».
-Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.
-Игра-загадка «О ком я говорю?»
- Упражнения на развитие воображения
-Этюды на пластику: «Лошадь рассердилась», «Рыба плавает по дну», «Кошка осторожная», «Гусь сердитый», «Мышонок радуется».
- Мимические этюды: «Злой», «Добрый»
-Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
- Обыгрывание эпизодов сказки «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
- Показ сказки «Заюшкина избушка» для родителей.
- Игры для развитие речи
- Групповая работа
1. «Домики для поросят» Аппликация (объемная)
2. «Зайка» рисование цветными
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»,»Подбери заплатку»
-Подвижные игры с героями сказок.
-Игра: загадывание и отгадывание загадок о животных.
-Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок
Работа с родителями
- Анкетирование родителей на тему «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».
-Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».
-Изготовление атрибутов к драматизации сказок
- Информация: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?».
-Консультация для родителей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры»
-Изготовление театра по сказке «Три поросенка»
- Устный журнал: «Развитие двигательного аппарата является стимулирующим фактором развития речи»
- Фотовыставка «Играем в театр».
Результат проекта.
Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, рискованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Выход.
- Драматизация сказки «Заюшкина избушка для родителей».
- Изготовление лепбука «В гостях у сказки».
- Фотовыставка «Играем в сказку».
Список используемой литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
7. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.