Кузнецова Нина Александровна
Педагогические сообщества как форма самообразования и повышение профессиональной деятельности учителя
▼ Скачать + Заказать документы
"Педагогические сообщества как форма самообразования и повышение профессиональной деятельности учителя "
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется быть готовым достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях. Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Самообразование как постоянная деятельность учителя включает ряд вопросв:
Публикация «Педагогические сообщества как форма самообразования и повышение профессиональной деятельности учителя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. определенную работу по проблеме;
2. посещение библиотек и изучение научно-методической и учебной литературы;
3. участие в педсоветах,семинарах, методических объединениях;
4. посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5. теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя. Современное самообразование учителя и повышение его квалификации могут помочь педагогические «сообщества».
Что же такое сообщество?. Для каждого человека это понятие означает различные вещи. Более простое определение - сообщество – это множество людей, общающихся между собой. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:
• Общие цели, интересы, и потребности.
• Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ
• Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.
Сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
1) совместное мышление
Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
2) толерантность
Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев..
3) освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий
Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции.
4) критичность мышления
Критичность мышления. Коллективная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий
В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения на практике. Современный мир не стоит на месте. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование. И одной из новых форм организации самообразования учителей являются сетевые педагогические сообщества. Сетевые профессиональные сообщества учителей или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам.
Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:
1) использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
2) самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
3) освоение информационных концепций, знаний и навыков;
4) наблюдение за деятельность участников сообщества практики.
Подводя итоги, можно выделить следующие цели и задачи:
Задачи педагогических сообществ :
- организация взаимодействия всех участников образовательного процесса ; создание базы данных по материалам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; методическая поддержка молодых педагогов; знакомство с современными учебными и методическими материалами; внедрение в образовательный процесс инновационных технологий; организация и проведение семинаров, мастер-классов, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса; организация и взаимодействие методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Цель работы сообществ может быть различная : развлекательная, информационная, учебная и профессиональная. Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - конец обучения, а наоборот - это начало. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства и выбирает ту или иную область изучения, а сообщества только этому способствуют.