Ирина Манина
Из опыта работы «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Освоение ребенком первого уровня общего образования официально подкреплено государственным стандартом вступившим в силу с 1 января 2014г,. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы педагога, его профессиональной подготовке.
Публикация «Из опыта работы „Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе“» размещена в разделах
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным, чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности и соответствовать им.
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Необходимым условием введения ФГОС ДО стало освоение педагогами целевых ориентиров образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. В этой ситуации для нас важно было определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют процессу введения стандартов в ДОУ. С этой целью в ДОУ был проведен мониторинг самоанализа готовности педагогов к введению ФГОС ДО. Результаты анкетирования показали, что основная часть педагогов готова к введению стандарта, но были отмечены трудности, возникающие в работе по внедрению ФГОС ДО. Это умение построить образовательную деятельность, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающую социальную ситуацию его развития, соответствие требованиям ФГОС развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В этих условиях очевидным стала необходимость перестройки профессиональных стереотипов и установок у педагогов.
Поэтому, целью нашей работы стало повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе. Для достижения поставленной цели выделили ряд задач:
1. Изучить новые нормативные документы, оказать помощь педагогам в самообразовании;
2. Расширить возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации;
3. Способствовать формированию инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Для того, чтобы повысить профессиональную компетентность педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС был разработан план-график повышения квалификации педагогических работников по проблеме введения ФГОС ДО.
Одной из традиционных форм повышения квалификации является самообразование. Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления на педагогических планерках, организация выставок, разработка проектов, проведение мастер-класса.
Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход. Так, с начинающими воспитателями для обеспечения личностной, социальной, профессиональной поддержки была организована такая форма работы, как наставничество. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого специалиста. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. В ходе реализации поставленных задач педагог-наставник сопровождает начинающего воспитателя и оказывает практическую помощь в изучении таких вопросов как:
- планирование и реализация содержания основной общеобразовательной программы ДОУ,
- внедрение педагогических технологий, отбор эффективных методов работы с детьми
- организация взаимодействия с родителями и др.
По итогам деятельности педагогом-наставником проводится подробный анализ работы начинающего воспитателя, что позволяет ускорить процесс профессионального становления вновь принятого педагога. Наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ощутить свой вклад в систему профессиональной адаптации начинающего педагога.
В детском саду ежегодно осуществляет свою работу профессиональное объединение начинающего педагога. Руководство профессиональным объединением начинающих воспитателей осуществляет не только старший воспитатель, но и активные, творческие педагоги - стажисты.
В ходе ПО обсуждались разные вопросы воспитания и образования детей: организация режимных моментов в ДОУ, организация образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, речевое развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО и т. д.
Оказывая реальную, действенную, своевременную помощь молодым педагогам, мы тем самым давали возможность и педагогам – стажистам поделиться своим мастерством, рассказать о своих профессиональных находках.
Использование технологии проектирования позволило перейти от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнения – только за педагогами) к субъект-субъектному - совместному целеполаганию и проектированию преобразовательных действий. И здесь большое значение приобретает деятельность рабочих групп. Создание рабочих групп, способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В ДОУ созданы рабочие группы, которые и успешно работают в течение двух и более лет.
• Рабочая группа по введению ФГОС ДО. Цель работы этой группы координация действий всего коллектива в переходный период
• Рабочая группа по разработке образовательной программы ДОУ
В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы детского сада и создания условий для ее внедрения.
• Рабочая группа по разработке методических материалов к комплексно – тематическому планированию по всем возрастам. В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа отвечает за подбор содержания по реализации комплексно-тематического планирования
• Такие группы, как Рабочая группа по оформлению и дизайну дошкольного образовательного учреждения, Рабочая группа по разработке программы развития ДОУ, Рабочая группа по разработке Кодекса профессиональной этики и другие. Данные группы – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве.
Таким образом, более 80% педагогов принимали участие в деятельности той или иной рабочей группы. Что в свою очередь позволило поднять статус педагогов в собственных глазах и глазах коллектива.
В ходе введения ФГОС ДО в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов стала проектная деятельность. Именно проект позволяет объединить педагогов, детей и родителей в коллективную творческую деятельность, способствовать познавательному, личностному развитию, формированию коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности у всех участников реализации проекта. В нашем детском саду были реализованы такие проекты, как «Россия мастеровая», «Путешествие вокруг света», «Куклы наших бабушек» и т. д.
Продуктами проекта стали фото и видео материалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое.
Важным стало создание условий для обмена опытом педагогами ДОУ : открытые мероприятия внутри учреждения, на курсах повышения квалификации, городских профессиональных объединениях, региональном модуле, городском форуме, межрегиональной научно - практической конференции. Проведение мастер – класса: «Создание презентации в соответствии с новыми требованиями», «организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста» и др. Размещение опыта работы в сети Интернет и т. д.
Одной из форм повышения профессионального роста является вовлечение педагогов в создание электронного портфолио. Создание портфолио педагога, способствует не только рефлексии собственной педагогической деятельности, но и выступают в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации в работе с ИКТ и является своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Следующий показатель профессионализма педагогов – это разработка программ дополнительного образования. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, т. к. именно оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей, приобрести дополнительные знания, умения и навыки и что самое важное научиться применять их на практике. В нашем дошкольном учреждение реализуются такие программы дополнительного образования как: программа «Играем в баскетбол», «Грация» (степ-аэробика, «Волшебные ручки» (работа с тестом)», «Умный язычок» (логоритмика, «Игралочка» и т. д.
В связи с новыми требованиями к дошкольному образованию каждый педагог ищет новые подходы и идеи для осуществления своей педагогической деятельности на более высоком уровне. Одним из таких подходов является создание методических разработок, которые содержат не только логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия, но и включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, позволяет предположить результаты деятельности детей. В детском саду создан сборник методических разработок, в который вошли: «Азбука дорожных наук», «По тропинке здоровья», «Путешествие вокруг света», «Бабушкин сундук», «Приключение Лунтика» и др.
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «Лэпбук». Работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, целенаправленная система методической работы ДОУ по сопровождению педагогов на современном этапе позволило обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом работы стал профессиональный рост каждого педагога, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС ДО.