олеся пиянзина
Лэпбук как форма сотрудничества воспитанников, воспитателя, учителя-логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Пиянзина О. П., Чулочникова А. В.
Лэпбук как форма сотрудничества воспитанников, воспитателя, учителя-логопеда и родителей
Пиянзина О. П. воспитатель,
Чулочникова А. В. учитель-логопед,
Филиал МБДОУ - детского сада "Детство" детский сад №318
Публикация «Лэпбук как форма сотрудничества воспитанников, воспитателя, учителя-логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Воспитательно-образовательная деятельность проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОО хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры.
Работа по развитию речи детей в условиях современного ДОО невозможна без сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя. Учитель-логопед более компетентен в вопросах коррекции речевых нарушений и является куратором в работе над развитием речи детей с ОВЗ. Воспитатель, находясь большее время с воспитанниками, зная их индивидуальные особенности может помочь закрепить коррекцию речи (умения и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях).
Педагогическая деятельность учителя-логопеда и воспитателя идет параллельно в рамках календарно-тематического планирования и в соответствии с ООП ДОО и регламентируется требованиями ФГОС ДОО. Учитель-логопед в нашем дошкольном заведении не имеет возможности работать непосредственно со всеми воспитанниками группы. В связи с этим, возникает вопрос об оптимизации предметно-развивающей среды группы для наиболее эффективного воздействия на развитие речи старших дошкольников. Актуальность данного вопроса подкрепляется интересом родителей детей, не посещающих логопункт и самими детьми. Дети часто спрашивают, куда же ходят и что делают их сверстники с учителем-логопедом, желают сами посетить занятия.
Поиск новых форм создания предметной развивающей среды в групповом помещении привел к использованию современной технологии Лэпбука, книги на коленках – небольшой самодельной книге, имеющей интерактивное поле и обеспечивающей в себе интеграцию всех образовательных областей.
Мы хотим поделиться опытом взаимодействия воспитателя и учителя- логопеда посредствам создания интерактивного речевого центра развития в группе, основой которого - лэпбук «Сундучок с премудростями».
Мы считаем, что данное средство открывает большие возможности для всестороннего развития дошкольников и позволяет создать дополнительные условия для оптимальной предметно-развивающей среды группы. Данная технология обеспечивает интерактивность центра развития речи в групповом помещении. Лэпбук «Сундучок родного языка» содержит задания, интересные факты, карты, схемы весь материал уложен и скомпонован таким образом, что ребенок может доставать, раскладывать, перемещать по своему усмотрению. В процессе перемещений и манипуляций воспитанник выполняет определенные задания, делает выводы, активизирует, изученный материал, соотносит его с окружающей действительностью. Содержание данной интерактивной книги меняется и пополняется с учетом тематического планирования, что позволяет поддерживать интерес воспитанников в поиске чего-то нового, и закреплении знакомого известного материала.
В основе идеи развития речи воспитанников посредствам лэпбука лежит следующая цепочка образовательно-воспитательного сотрудничества :
учителя-логопеда с воспитанниками (знакомство с дидактическим материалом интерактивной книги);
самостоятельная деятельность с лэпбуком инициированная воспитанниками посещающими логопункт и воспитанниками не входящими в группы логопеда под «присмотром» воспитателя;
демонстрация воспитанниками знаний родителям посредствам лэпбука.
Воспитанники, посещающие логопункт знакомятся с различными играми, направленными на развитие речи с учителем-логопедом и, придя в группу, они, с помощью лэпбука «Сундучка с премудростями», не только закрепляют приобретенные знания, но и знакомят с играми, учат дыхательной гимнастике сверстников, сами становятся «учителями» и привлекают других ребят. Задача воспитателя направлять и при необходимости корректировать. Во–второй половине дня лэпбук выкладывается в прихожей и воспитанники вместе с родителями рассматривают его, дети демонстрируют свои знания.
Разработка лэпбука «Сундучок с премудростями». Этапы создания. Цель первого этапа: разработать подробный план лэпбука. Необходимо учесть, чтобы он включал игры, задания, стимулирующие комплексное речевое развитие всех компонентов речи дошкольников:
- игры с элементами дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, развивающие голос;
- игры на обогащение и закрепление словарного запаса;
- задания на развитие фонематического восприятия;
- задания на формирование образа буквы, развития начального звукового анализа;
- игры и задания на совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
- материал для формирования и закрепления правильного звукопроизношения;
- картинки, серии картин для развития связной речи (составления предложений, рассказов, пересказов).
Наполняемость составляющих элементов лэпбука обеспечивает принцип вариативности предметно-развивающей среды.
Второй этап это создание макета лэпбука (рисуем на бумаге) :
- Спланировать как будут расположены, предполагаемые пункты плана, обратить внимание на эргономическое и логическое расположение.
- Представить как будет выглядеть содержание: в каком виде - вложенное кармашках, блокнотиках, гармошках, конвертах и т. п. ; в какой форме – текстовая, мнемо-таблицы, задания, схемы, картинки, дидактической игры.
Завершающий этап: создание лэпбука.
Включение лэпбука в образовательную деятельность может быть на логопедических занятиях, в непрерывной образовательной деятельности в самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности воспитанников.
Отличительной и главной особенностью лэпбука «Сундучка с премудростями» является трансформируемость - содержания кармашков меняется, некоторые кармашки съемные. Правила пополнения кармашков:
• частота зависит от результатов наблюдения за игрой детей с лэпбуком, интереса к их содержанию;
• задания вкладываются от более легких к сложным согласно тематической неделе,
• количество карточек для манипуляций не больше 8 особенно на начальном этапе.
Итак, подведем итог преимущества и значение лэпбука для всех участников образовательных отношений.
Для воспитанников :
• развивает коммуникативные способности воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками (воспитанники друг для друга выступают в роли источника информации);
• стимулирует творческую речевую активность;
• разнообразие материала позволит воспитаннику проявить себя, почувствовать свою успешность;
• позволяет направить самостоятельную деятельность на закрепление материала;
• является альтернативой традиционной настольной дидактической игре.
Для педагогов:
• обеспечивает педагогическое взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда;
• позволяет разнообразить материал;
• помогает создать, систематизировать картотеку стимульного развивающего материала;
• повысить компетентность воспитателя в области речевой коррекционной работы;
• развивает творческий потенциал личности педагога;
Для родителей :
• дидактический материал для развития речевой деятельности в семье (примеры игр);
• демонстрация воспитанником полученных навыков.
Литература:
Список литературы:
1. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
2. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 188 с.
4. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд. ; испр. и доп. – М. : Ростов н/ Д: Март, 2006. – 333 с.
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М. : Народное образование, 2005. – 556с.
6. Леп-бук как одна из современных педагогических технологий развития детей дошкольного возраста (статья). Пиянзина О. П., Мискевич Т. В. Всероссийская весенняя психологическая сессия [Электронный ресурс] : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)