Светлана Колобанова
Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога»
Зачем педагогу творчество?
Вопрос весьма актуальный, но для того чтобы его разрешить необходимо сначала разобраться и проанализировать с научной точки зрения заданную тему, а именно «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога».
Начнём с анализа самого главного слова из названия данной темы – «ТВОРЧЕСТВО».
Публикация «Эссе „Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога“» размещена в разделах
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.
Другими словами творчество – это создание чего-то нового, отличающееся от производства тем, что автор вкладывает своё в создание, что другие вложить не смогли и не могут.
Творчество нашло свое отражение в трудах Н. А. Бердяева, который увидел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня».
Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.
Теперь рассмотрим понятие «профессиональная деятельность педагога», что в конечном итоге несёт в себе смысл «педагогической деятельности».
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Система деятельности воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности :
• изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольников и результатов диагностирования для внесения изменений в методику воспитательного процесса,
• прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности,
• организация действий педагога и дошкольников на выполнение разнообразных видов воспитания и обучения,
• организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми,
• поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития,
• анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.
Проанализировав вышеперечисленные определения педагогической деятельности, можно сделать вывод, что смысл данной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение, а так же желательно включить такие личностные качества, как умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Из чего следует, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Однако в отличие от творчества в других сферах (науке, технике, искусстве) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.
Конечно, творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему для получения наилучшего результата в реальных условиях.
Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только имеющий специальную подготовку педагог с помощью воображения и мысленного представления способен найти новые оригинальные пути.
Итак, я разобрала каждое слово из названия выбранной мною темы. Однако, творчество творчеству рознь, привожу примеры из практики:
• некоторые педагоги дают знания детям «от корки до корки» учебника и не пытаются (не могут и не хотят) выйти за рамки программы, которую необходимо изучить, следовательно, не стремятся усовершенствовать образовательный процесс. Например, педагоги не творчески подходят к педагогической деятельности, в результате, дети не хотят идти в сад, следовательно, не посещают занятия, а пришедшие теряют интерес к предмету, отвлекаются, «спят»;
• другие педагоги стараются (не могут, но хотят) разнообразить процесс обучения дошкольников, хотя и нет особых талантов, то есть не творческие люди от природы. Они «бьются о камень» и в итоге получают неплохие, а иногда и великолепные результаты преобразования методики преподавания. Например, педагог заинтересовывает часть детей с более низким потенциалом развития творчества, но не ту часть группы, которая имеет уровень познавательного интереса выше, чем у самого педагога. Значит, эти дети способны самостоятельно решить поставленную задачу без помощи педагога (создать проблемную ситуацию, управлять этой ситуацией, анализировать, делать выводы и приходить к логическим решениям);
• у небольшой группы воспитателей преобладает талант, творческое «нутро», но нет желания (могут и не хотят, то есть не прикладывают достаточные усилия для совершенствования своей педагогической деятельности. В некоторые моменты талант педагога дает знать о себе, но в силу каких-то негативных обстоятельств (конфликт с администрацией, конфликт с коллективом, отчужденность от профессии, за счет нехватки рабочих мест по своей специальности и т. д.) не желает проявлять, активировать свои внутренние творческие качества;
• а есть такие педагоги, которые родились с творческой жилкой и горят желанием работать (могут и хотят) в данном направлении, то есть человек нашел своё предназначение в жизни (свой жизненный путь, и готов добиваться намеченных целей. Например, в школе преподают английский язык, педагог проводит занятия по всем темам, которые необходимо пройти за текущий учебный год, однако находит время для провождения на уроках праздников, таких как Halloween (– это праздник всех святых, Merry Christmas (– рождество, Valentine’s Day (– день святого Валентина, День всех влюбленных) и т. п. Ещё один пример творческого подхода в педагогической деятельности : учитель географии вывозил на природу, экскурсии в разные города, водил в походы, где дети могли наглядно видеть рельефы земли, горные породы, камни и лазить по пещерам. Этих педагогов никто не заставлял делать этого, «палкой не гнал» как говорится. Здесь ответственности намного больше, нежели просто провести урок.
20 октября 2010 года Департаментом образования города Москвы ВОУО было проведено заседание круглого стола по теме: «Интеллектуальное развитие детей в детском саду» на базе детского сада комбинированного вида №1602 совместно с детскими садами №2553, №2092, №2442, №2078 города Москвы, а также кандидатом психологических наук Шиян Игорем Богдановичем. Основным вопросом данного заседания стало сетевое взаимодействие – инновационная модель трансляции передовых педагогических идей по интеллектуальному развитию детей в условиях: семьи и детского сада, организации экспериментальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, преемственности в работе детского сада и школы.
Все выступавшие ораторы пришли к единому мнению, что интеллектуальное развитие ребенка невозможно без развивающегося педагога, несущего в себе творческую суть.
Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии, Лев Семенович Выготский в своих трудах сказал: «Лишь то обучение хорошо, которое ведет за собой развитие».
В словаре практического психолога С. Ю. Головина под интеллектом понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.
Как известно мышление делится на формально-логическое и творческое (диалектическое). В механизме творчества заложено диалектическое мышление. Согласно Гегелю, диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли». То есть, владея диалектическим мышлением, человек может найти выход из любой ситуации, что говорит о развитии познавательной деятельности, а соответственно, и творческой личности.
Отсюда, можно сделать вывод, что лишь постоянно развивающийся педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность.
Только творческий педагог является мастером своего дела.
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель).
А как Вы думаете: «Зачем педагогу творчество?»